Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №8 «Правила в игре без правил».

Моды, как таковой, сегодня не существует, есть просто стиль, который нельзя приобрести за деньги. Стиль – это состояние души».
Маша Цигаль.
Вступление.
Слово «мода» ведёт происхождение от латинского «modus», которое переводится как «мера, способ, правило».
Моду исследовали и продолжают изучать социологи, психологи и искусствоведы, историки и художники.
Моду считают безобидной игрой фантазии и каприза людей. Отмечают, что только благодаря моде можно избежать жёсткой тирании обычая, закостенелых традиций, что в моде отражается извечный человеческий поиск. Мода позволяет личности выразить себя, защитить свою индивидуальность. Хотя в то же самое время мода, предоставляющая человеку определённый, принятый большинством стандарт, несомненно, облегчает человеку проблему выбора. Мода, объединяя под своими «знамёнами» тысячи людей, создаёт некую иллюзию единения. «По одёжке встречают…» - как давно это было замечено!  Буквально с первого взгляда можно понять, насколько уместно мы одеты, насколько грамотны в этом плане, насколько точно понимаем и чувствуем ситуацию, в которой находимся. И это суждение уже не столько о нашем костюме, сколько о нас самих.
Психологи, изучающие общение и то, как при этом проявляется личность, давно обратили внимание, что само по себе личное Я, взятое как бы в чистом виде, редко вступает с другим Я в прямое и открытое общение. Обычно повседневные контакты происходят на уровне «социальных масок», когда каждый из людей выступает в той социальной роли, которую он играет или пытается играть. В этой ситуации одежда, костюм становятся легко читаемым знаком социальной роли человека.
Всегда – человек, одетый в том же стиле, что и мы, сразу становится нам ближе и понятнее. Уже одно то, что ему нравятся те же самые вещи, какие и нам кажутся красивыми, создаёт у нас иллюзию, будто бы мы и мыслим, и смотрим на мир схоже.

Понятия:

  • Мода.

  • Конструкция формы в моде. Связь внешнего построения формы с внутренней структурой.

Цели:

  • Определить эстетическую функцию одежды.

  • Показать согласованность стиля одежды (линия, форма) с темпераментом, манерой поведения, внешностью человека.

  • Влияние народных традиций на моду.

  • Уметь оценить себя, свою внешность, темперамент, манеру поведения и в зависимости от этого выбрать свой стиль в одежде - свой стиль жизни.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Правила в игре без правил»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Правила в игре без правил).

  • Работы подростков в виртуальном музее (урок «Правила в игре без правил).

  • Для учеников: лист бумаги, карандаши, фломастеры, акварель.

Методика проведения урока.
1.Пояснить, что в моде нравится игра, возможность изменить свой облик. Сказать, что каждая новая мода даёт возможность человеку как бы испытать себя: оказаться на авансцене, на виду у всех. Если ты способен сыграть эту роль – пробуй. Возможно, это даст повод утвердить себя в качестве незаурядной, своеобразной личности.
2.Подчеркнуть, что материал, ткань – это та необходимая реальность, без которой нельзя говорить ни о какой моде. Ткань жёсткая и мягкая, текучая или тяжёлая, прозрачная или нет – всё это чрезвычайно важно.
3.Показать ученикам разные стили в моде (тетрадь «Ты и Мир»). Обговорить согласованность линий, формы с образом человека.
4.Пояснить, что в истории костюма шла драматическая, а временами и комическая борьба между двумя началами: утилитарной целью, которой служила одежда – скрывать наготу, защищать от холода, и её эстетической функцией – украшать.
5.Сказать, что традиционная народная одежда сочетала в себе оба эти начала. Она была красивой – по понятиям не одного поколения людей, удобной – по их представлениям об удобстве. Сказать, что традиции народного костюма, национальной одежды влияют на моду.
6.Обратить внимание на то, что в коллекциях знаменитых французских фирм – Нины Риччи, Ив Сен-Лорана и других – существуют модели в ярко выраженном «русском стиле». Образ русской женщины,  каким его рисует воображение западных художников моды, – это образ мягкой, романтической женщины.
7.Пояснить, что фольклорный стиль называют деревенским стилем или «кантри-лук». Мода фольклорного стиля активно использует мотивы, идеи, образы, приёмы кроя и отделки народного костюма.
8.Показать модели Вячеслава Зайцева (тетрадь «Ты и Мир»). Спросить, какие идеи, приёмы кроя и отделки народного костюма использовал художник? (Щедрая декоративность; красный, чёрный, белый – цвета русского народного костюма; формы сарафана, душегреи проявляются в современном, с расширенными плечами силуэте; отделка вышивкой, оборками, лентами; пышные нижние юбки; косоворотки в мужских моделях.
9.Сказать, что от модельеров старшего поколения увлечённость народным костюмом передаётся молодым художникам. Предложить ученикам рассмотреть работы Егора Зайцева (тетрадь «Ты и Мир»). Спросить, в чём сходство с работами Вячеслава Зайцева? (Народные традиции: цвет, декоративность. В основном их привлекает линия). Спросить, в чём различие? (Если В.Зайцева привлекает романтический стиль, то Е.Зайцеву по душе конструктивный стиль, т.е. обобщённость, стилизация, которую использовали народные мастера).
10.Рассказать, что Е.Зайцев обладает своеобразным и очень самостоятельным взглядом на то, что мы называем молодёжной модой. Он создаёт образы своих современников – энергичных, подтянутых, чувствующих себя свободно и раскованно.
Сказать, что он рисует форму, разрабатывает её как бы изнутри. Запоминаются узкобёдрые, высокие фигуры с культуристски развитыми плечами, одетые в костюмы с карманами, на молниях, со всевозможными петлями, клапанами, накладными кокетками. Все эти детали имеют точное функциональное назначение, их, казалось бы, бесконечная круговерть подчинялась законам логики и ритма, т.е. геометрии. Есть в моделях Егора и шутка, и гротеск, и лёгкая ирония.

Практическая работа.
11.Напомнить, что мода рождается под влиянием двух факторов: духа нововведения и наклонности к подражанию. Мода не даёт обычаям, которые и так довольно крепки, окончательно окаменеть, видоизменяет характер одежды, приноравливая её к тем условиям, в которых мы живём.
12.Сказать, что ключ к коду, который заложен в костюме, каждый подбирает сам. И видит здесь то, что может или хочет увидеть. Сказывается и воспитание, и то, при какой моде сложились его взгляды на одежду, и общий уровень культуры, влияние традиций.
13.Предложить ученикам рассмотреть изображение человека в движении. Обговорить пропорции фигуры человека (тетрадь «Ты и Мир»).
14.Попросить учеников нарисовать свою «моду».

Анализ работ.
15.Процитировать слова Маши Цигаль: «Моды, как таковой, сегодня не существует, есть просто стиль, который нельзя приобрести за деньги. Стиль – это состояние души».
16.Предложить ученикам познакомиться с  разновидностями стилей (тетрадь «Мы и Мир»).
17.Попросить учеников определить стили моды группы семиклассников (тетрадь «Мы и Мир»). Сравнить с определениями подростков.
18.Предложить ученикам определить свой стиль. Спросить, к какой группе семиклассников они отнесли бы свою моду?
19.Попросить учеников определить своё отношение к миру.

Итог.
«По одёжке встречают…», но не зря же говорят: «Как обманчива внешность!» Свет юпитеров моды, как всякий яркий свет, обнажит то, чем мы обладаем на деле.
«Мода – это не одежда. Это стиль жизни. Это – манера сидеть, говорить, есть, слушать музыку. Одежда – это лишь внешнее проявление моды. Через одежду мы хотим продемонстрировать наш социальный статус, и одежда – это наш вызов толпе. Одежда говорит, являемся ли мы частицей толпы или противопоставляем ей себя» (А.Васильев).
Наши поступки должны соответствовать нам! Но они должны соответствовать и обстоятельствам. В мире, как и в моде, возникают ситуации несвободы в свободе выбора.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru