Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №7 «Крестьянская бытовая графика».

«Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства».
В.В.Стасов.

Вступление.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создаёт вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни.
Формирование каждой вещи определяется её прикладным, т.е. чисто практическим назначением - каждая часть вещи играет предназначенную ей роль в «работе» нераздельного целого. Это соответствие предмета его назначению, соподчинение частей, т.е. целесообразность, вызывает у человека положительные эмоции.
Создатель полезной вещи стремится наделить её эстетическими качествами. Такое эстетическое преобразование прикладных вещей осуществляется декором, т.е. украшением формы и её поверхностей с помощью художественной специальной обработки.
Вещь становится не только материально полезной, но и духовно значимой. Вещь становится «чувственно представшей перед нами человеческой психологией». Созданная руками умельца, она несёт на себе отпечаток многогранной человеческой личности, её материальных и духовных нужд, а потому приобретает значение художественного произведения.
Исследователи не раз отмечали линейный характер многих декоративных узоров. Линия господствует почти повсюду – от строго определённых геометрических узоров до выразительных контуров многофигурных сюжетов, как в рисунках рисовальщика-виртуоза; линия просто и уверенно характеризует любое изображение, легко обращает его в орнаментальный мотив и вводит в стихию декоративного узора.
В контурах фигур линии чаще прямые, вертикальных и горизонтальных направлений. Зато внутри они рассечены разного рисунка диагоналями, которые и создают впечатление скрытого движения.
Пышно-витиеватая или скупая и лаконичная, тонкая штриховая или соединённая в плоскости, линия то воссоздаёт сложные орнаментальные картины, то бросает едва понятный намёк. Но во всех случаях её изменчивый бег завершается спокойным равновесием и размеренными ритмами узоров, созвучными монотонному, неторопливому ритму крестьянской жизни.
Композиции построены и рассчитаны до последней клетки. В них всё настолько взаимосвязано и закономерно, что ни одну деталь нельзя убрать, не разрушив удивительной логики и единства целого. Каждая линия весома и осмыслена, ничего лишнего, всё строго, лаконично и последовательно. Это крестьянская бытовая графика.

Понятия:

  • Декоративно-прикладное искусство.

  • Стилизация.

  • Ритм как средство организации декоративной композиции.

  • Орнамент.

Цели:

  • Определить особенности декоративного узора.

  • Показать передачу движения в ленточном узоре.

  • Осознать единство формы, декора, народных традиций.

  • Раскрыть творческое начало.

  • Оценить себя с точки зрения статико-динамических качеств своего состояния.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Крестьянская бытовая графика»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Крестьянская бытовая графика»).

  • Записи народных песен.

  • Заготовка из жёлтой бумаги формы посуды для украшения её узорами.

  • Для учеников: лист жёлтой бумаги, карандаши, фломастеры, линейка, циркуль, ножницы.

Методика проведения урока.
1.Пояснить, что к специфическим изобразительным видам декора относится орнамент.
2.Сказать, что орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы:  листочки, цветы, насекомых, птиц – с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщённые и даже абстрактные формы: прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры. Орнамент может компоноваться из одного декоративного элемента или нескольких.
3.Пояснить, что в русском и украинском орнаменте декоративные элементы выражают чувство, мысли и интересы землевладельца. В узорах легко узнаются полевые и садовые растения: маки, ромашки, васильки, незабудки, цветы яблони и вишни, листья и плоды смородины, крыжовника, рябины, колоски ржи, деревья, птицы, животные, люди.
4.Сказать, что все орнаменты можно классифицировать по трём основным формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.
5.Пояснить, что ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым односторонним движением.
Показать виды построения ленточных орнаментов (тетрадь «Ты и Мир»).
Сказать, что данные композиционные схемы позволяют получить орнаменты с разными статико-динамическими качествами, что помогает выразить различные состояния и отношения.
6.Обсудить статико-динамические качества каждого вида построения ленточных орнаментов, а также  их возможность передачи различных состояний и отношений.
7.Подчеркнуть, что ленточным орнаментом обрамляют посуду, мебель, одежду. Он выделяет край предмета или его конструктивно важные части, расчленяя предмет на составные части, располагаясь на границах этих частей, утяжеляет предмет, располагаясь внизу, что придаёт предмету завершённость и устойчивость.
8.Предложить ученикам рассмотреть примеры украшения посуды орнаментом (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
9.Пояснить, что выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она освобождается от всего лишнего, случайного, чтобы стать выразительным декоративным элементом. Такое изменение формы образца ради подчинения его украшаемому предмету называется стилизацией натуры.
10.Попросить учеников рассмотреть стилизованные мотивы античного орнамента (тетрадь «Ты и Мир»).
11.Сказать, что, по мнению ученых, прямолинейно-геометрический стиль стилизации характерен для произведений первобытного искусства. У древних людей непосредственность восприятия реальных предметов сочеталась со способностью к большим обобщениям. Из множества признаков любой вещи или явления они умели выбрать самое главное и существенное и изобразить предельно просто, только с помощью прямых и волнистых линий. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он выражал свои понятия о мире.
12.Обсудить с учениками изображение картины мира с помощью геометрической стилизации (тетрадь «Ты и Мир») и картины мира на трипольских сосудах (тетрадь «Мы и Мир»).
Пояснить, что в геометрическом орнаменте значительную роль играла религиозная символика (изображение небесных тел в виде кругов, ромбов; культ Солнца - это розетта, т.е. круг с расходящимися лучами; символ земледелия – крест, вписанный в круг; прямая горизонтальная линия означает землю; волнистая – воду; шестиконечная звезда - старинный «громовой знак»; крестом обозначали огонь).
Пояснить, что из комбинаций тех же простейших элементов составляли более сложные знаки-символы. Они играли роль оберега, их чертили как заклинание. Народная традиция пронесла сквозь столетия форму и смысл древних знаков.

Практическая работа.
13.Сказать ученикам, что они будут выполнять узор для посуды. Обговорить расположение узора на посуде, его размеры и назначение.
Попросить учеников выполнить простой декоративный узор, состоящий из стилизованного изображения петуха. Предложить внести в узор свои «украсы» (например: ромб с крючками – «лягушка», а два ромба, отделённых крест-накрест полосами – «мельница»).
Сказать, что, казалось бы, само однообразие геометрических фигур ставило известные пределы творческим возможностям. Но народному искусству свойственно парадоксальное равновесие малого и большого, простого и сложного, ограниченности тем и бесконечности их вариаций.
14.Предложить ученикам работать самостоятельно, вслушиваясь в ритм народной песни.

Анализ работ.
15.Напомнить, что линия – это голос души человека. Обговорить с учениками, в чьём линейном узоре больше свободы, как они её «усмирили», какие народные традиции использовали для этого.
16.Оценить логику и единство формы, декоративного содержания, народных традиций (спокойное равновесие и размеренный ритм, созвучный неторопливому ритму крестьянской жизни).
17.Попросить учеников проанализировать статико-динамические качества орнаментов семиклассников, их умение понимать действительность, умение передать ритм народной жизни (тетрадь «Мы и мир»).
18.Предложить ученикам выполнить самоанализ статико-динамических качеств своего состояния.

Итог.
Своих величайших успехов человеческий интеллект достигает посредством тягостных, «срывных ситуаций», которые он сам принуждён создавать. Но вполне естественно, что человек стремится при любой возможности снова вернуться в общий ритм природы.
Развитие крестьянского коллективного искусства нельзя уподобить быстролетящему коню индивидуального творчества. Это движение медленного плота по широкой реке. Плот медленно движется, но преодолевает тысячевёрстные пространства.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru