Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №6 «Метаморфозы одного интерьера».

«Многие люди имеют желание добиться успеха. Возможно, у них даже есть способность к своей работе. И, тем не менее, они не продвигаются вперёд. Почему? Возможно, они считают, что раз могут овладеть умением, им не нужно овладеть собой».
Джон Стивенсон.

Вступление.
У техники есть общее с языком. Есть такое библейское сказание: давным-давно люди, жившие между двумя великими азиатскими реками Евфратом и Тигром, решили построить башню до самого неба. Они назвали её Вавилонской в честь своего города и начали её возводить. Однако этот дерзкий замысел, как гласит библейское сказание, навлёк на них гнев Бога. Строители Вавилонской башни были наказаны: Бог «смешал» их языки, так что они перестали понимать друг друга и не смогли довести строительство до конца.

Понятия:

  • Интерьер – внутреннее помещение в здании.
  • Метаморфоза – полная, совершенная перемена, изменение.
  • Воля – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.
  • Целостный – цельный, проникнутый единством.

С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

Цели:

  • Определить понятия: интерьер, метаморфоза, воля, целостность.
  • Определить сходство и различие между чертежом и рисунком интерьера.
  • Раскрыть необходимость выполнения чертежа и рисунка предмета.
  • Показать необходимость  воспитания воли для согласованной работы рационального ума и творчества.
  • Раскрыть рациональное и творческое начало.
  • Оценить работу учеников с точки зрения целостного восприятия и целостного подхода к изображению предметов.
  • Оценить себя с точки зрения проявления воли для согласованной работы рационального ума и творчества.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Метаморфозы одного интерьера»).
  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Метаморфозы одного интерьера»).
  • Для учеников: два листа бумаги, круговой циркуль, линейка, угольник, карандаши, фломастеры, акварель.

Методика проведения урока.
1.Сказать ученикам, что есть язык Морзе, семафорный язык. Спросить, какие языки знают ученики, в чём им может помочь знание многих языков (тетрадь «Мы и Мир)?
2.Показать ученикам чертежи и рисунки листьев дерева и петуха. Спросить, какие языки были использованы для изображения листьев дерева и петуха (тетрадь «Мы и Мир»)?
3.Спросить, почему инженерам потребовалась специальная наука об изображении предметов на плоскости, почему они не воспользовались теми способами, которыми пользуются художники, создавая свои картины?

Практическая работа.
4.Определить понятие: интерьер.
5.Попросить учеников рассмотреть чертежи планов жилых домов (тетрадь «Ты и Мир»). Обговорить условные обозначения стен, окон, дверей и т. д. на строительных чертежах.
6.Процитировать слова В.Курдюмова: «Если чертёж является языком техники, одинаково понятным всем образованным народам, то начертательная геометрия служит грамматикой этого мирового языка, так как она учит нас правильно читать чужие и излагать на нём собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками как элементами всякого изображения».
7.Попросить учеников начертить план комнаты, в которой они находятся. Напомнить, что на чертеже предметы изображают условно.
8.Сказать, что возможна метаморфоза изображения интерьера. Определить понятие: метаморфоза.
9.Попросить учеников рассмотреть рисунки комнат жилых домов. Обговорить способы изображения стен, окон, дверей и т. д. (тетрадь «Ты и Мир»). Спросить, о чём говорят изображения этих интерьеров?
10.Попросить учеников нарисовать комнату, в которой они находятся, как она выглядит с того места, где каждый из них сидит. Напомнить, что линия рисунка не столько изображает предмет, сколько о нём рассказывает.

Анализ работ.
11.Проанализировать работы учеников. Спросить, что было труднее им выполнять, чертёж плана комнаты или рисунок этой комнаты? Попросить их объяснить, почему?
12.Процитировать слова Джона Стивенсона: «Многие люди имеют желание добиться успеха. Возможно, у них даже есть способности к своей работе. И, тем не менее, они не продвигаются вперёд. Почему? Возможно, они считают, что раз могут овладеть умением, им не нужно овладеть собой». Обобщить, для того чтобы преодолеть трудности, нужна воля. Сказать, что сущность воли заключается в том, что она есть потребность в преодолении препятствий.
13.Выбрать лучшие работы с точки зрения правильности выполнения чертежа и выразительности рисунка. Прикрепить их на доску (пример, тетрадь «Мы и Мир»).
14.Спросить, почему чертежи плана помещения получились у всех учеников одинаковыми, а рисунки этого же интерьера отличаются?
15.Спросить учеников, согласны ли они с утверждением Оскара Уайльда: «Всё искусство бесполезно»?
16.Обобщить, цитируя слова Марселя Пруста: «Только благодаря искусству мы можем перешагнуть границы своего Я, узнать, как другой видит мир, мир, который уже не тот же, что наш. Благодаря искусству вместо того, чтобы видеть только один мир, наш мир, мы видим, как он множится, и в нашем распоряжении столько же миров, сколько есть на свете оригинальных художников, миров, более друг от друга отличных, чем те, что катятся в космической бесконечности, миров, которые и через столетия после того, как угас их очаг, будь ему имя Рембрант или Вермер, посылают нам свой особый луч».
17. Спросить учеников, что бы они сочли более «реальным»: абстрактный план комнаты, выполняющий полезную функцию, или рисунки, показывающие множественные реальности, но не имеющие никакой практической пользы? Обсудить.
18.Попросить учеников сформулировать понятие: «цельный человек», «цельный характер».
19.Предложить ученикам оценить себя с точки зрения проявления воли для согласованной работы рационального ума и творчества.

Итог.
Личность подвергается опасности расщепления в результате конфликта между рациональным умом и животной природой, между стремлением к доминированию и потребностью в подчинении. Этот конфликт коренится в человеческой природе. Существенное влияние оказывает также то, как общество, в котором личность живёт, справляется с собственными противоречиями между культурой и природой.
Воля отделяет голову от тела, изолирует человека от окружающих людей. С другой стороны, эта изоляция позволяет расцветать индивидуальности. Человек может быть кем-то именно потому, что использует волю.

 

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru