Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока "Эстетика технотворчества"

"Нормализованная гайка"

Подойди, рабочий!
Обсудим, дай-ка,
что это за вещь – такая гайка?
Что гайка?
Ерунда! Малость!
А попробуй-ка
езжай, ежели сломалась.
Без этой вещи,
без гайки той –
ни взад, ни вперёд.
Становись и стой!
Наконец отыскали гайку эту…
Прилаживают…
Никакой возможности нету!..
Эта мала,
та велика,-
словом,
не приладишь её никак.
И пошли пешком,
как гуляки праздные.
Отчего?
Оттого, что гайки разные.
А если гайки одинаковые весть,
сломалась –
новая сейчас же есть.
И нечего долго раздумывать тут:
бери любую –
хоть эту, хоть ту!
И не только в гайке наше счастье.
Надо
всем машинам
одинаковые части…
Владимир Маяковский.

Вступление.

Линия в рисунке должна быть выразительна. Вспомним линию художника В.А.Серова (урок №4, тетрадь «Ты и Мир»). На чертеже предмет изображают условно. Условны и линии чертежа: сплошная основная, штриховая, штрихпунктирная и сплошная тонкая.
Толщину этих линий определяет стандарт. Разные толщины позволяют воспринимать линии не все сразу, а последовательно. При этом создаётся ощущение лёгкости чтения чертежа.
Стандарт – слово английское и в переводе означает образец. Образец в том смысле, какой мы вкладываем в понятия «такой же», «одинаковый». С необходимостью взаимной замены одинаковых предметов в быту и на производстве встречаются довольно часто. Пренебрежение этим правилом внесло бы в нашу жизнь немало сложностей. На это обратил внимание В.Маяковский в стихотворении «Нормализованная гайка».

Понятия:

  • Стандарт.

  • Линии чертежа: сплошная толстая, штриховая, сплошная тонкая, штрихпунктирная.

  • Эстетика чертежа (простота, лаконичность).

  • Дизайн – область искусства и научного знания, техническая эстетика.

Л.М.Баш, А.В.Боброва и др. «Современный словарь иностранных слов».

  • Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.

С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

Цели:

  • Определить понятия: стандарт.

  • Познакомить с линиями чертежа.

  • Определить понятие: дизайн.

  • Раскрыть творческое начало.

  • Раскрыть взаимосвязь между стандартом и этикетом.

  • Оценить работы учеников с точки зрения эстетики технотворчества (умения позитивно изменяться).

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Эстетика технотворчества»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Эстетика технотворчества»).

  • Творческие работы в виртуальном музее (урок «Эстетика технотворчества»).

  • Рекламные листы по количеству учеников.

  • Для учеников: два белых листа бумаги, простые карандаши (Т, ТМ, М), линейка, циркуль, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, клей.

Методика проведения урока.

1.Пояснить ученикам, что чертежи выполняют линиями трёх типов, установленными стандартом: сплошной, штриховой и штрихпунктирной.
2.Рассмотреть начертание, назначение и толщину линий чертежа по таблице «Линии чертежа» (тетрадь «Ты и Мир»). Сказать, что в таблице указана рекомендуемая длина штрихов и промежутков между ними (в мм).
Добавить, что толщину линий, так же как и длину штрихов и расстояние между ними, не следует откладывать по масштабной линейке, а только глазомерно, по выработанному «для себя эталону».
3.Пояснить, что толщина линий зависит от их назначения. Главным на чертеже является очертание изображаемого предмета, поэтому линии видимого контура имеют наибольшую толщину и их принимают за основные.
Добавить, что в зависимости от размеров чертежа и его сложности толщину основной линии, которую обозначают буквой s, следует выбирать в пределах от 0,6 до 1,5 мм. Толщина остальных линий зависит от принятой толщины основной. В пределах одного формата выбранная толщина однотипных линий должна быть одинаковой.
4.Показать рисунок «Применение линий чертежа» (тетрадь «Ты и Мир»).
5.Спросить у учеников название линий чертежа, их назначение.
6.Пояснить, что при нанесении центровых линий следует помнить, что во всех случаях центр окружности определяется пересечением штрихов и что центровые и осевые линии должны выходить за пределы контурных линий на 5-7 мм.
7.Показать рисунок (тетрадь «Ты и Мир»).
8.Познакомить учеников с последовательностью выполнения чертежа. Подчеркнуть, что к обводке чертежа приступают после того, как закончены в тонких линиях все построения.
Линии чертежа обводят в следующем порядке:

  • осевые и центровые

  • окружности и дуги

  • горизонтальные прямые

  • вертикальные прямые, наклонные прямые

9.Обратить внимание учеников на то, что обводить чертёж карандашом довольно трудно, так как приходится одновременно следить за одинаковой толщиной однотипных линий и за их яркостью. Нужную толщину линий при обводке карандашом выдерживают за счёт его заточки. Одинаковую же яркость линий получают, если при обводке сохраняют постоянный нажим, как у карандаша, так и у циркуля. При этом следует иметь в виду, что в циркуль должен быть вставлен графит мягче, чем в карандаше.

Практическая работа.

10.Пояснить, что для получения первых навыков по обводке линий чертежа полезно вычертить и обвести несколько прямых и окружностей. Попросить учеников начертить несколько прямых и окружностей различными типами линий (тетрадь «Ты и Мир»).
11.Оценить работы учеников с точки зрения правильности соблюдения стандарта и эстетики чертежа.
12.Рассказать, что в 1825 году граф С.Г.Строганов основал в Москве Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам. В 20-е годы XX века эта школа на волне конструктивизма была преобразована во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Конструктивизм характеризовался применением фотографии и фотомонтажа и предельной геометризацией графической культуры страницы.
13.Показать композиции художников, учеников, создающие новые реальности (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
14.Раздать ученикам одинаковые рекламные листы. Попросить выполнить композицию из линий чертежа с использованием рекламы. Подчеркнуть, что нужно вырезать из рекламы только то, что необходимо для создания нового образа.

Анализ работ.

15. Попросить учеников сделать самоанализ своих работ с точки зрения эстетики технотворчества, непривязанности к образу рекламы.
16.Сделать выставку лучших технотворческих работ.
17.Оценить работу учеников с точки зрения эстетики технотворчества, то есть эстетики, гармонии, непривязанности к образу рекламы.
18.Определить понятие: этикет.
19.Попросить учеников найти связь между стандартом и этикетом.
20.Пояснить, что этикет, как и сама жизнь, - постоянно изменяющаяся система, а не нечто застывшее, установленное раз и навсегда.
21.Спросить, почему сегодня популярна эстетика технотворчества?
22.Пояснить, что рациональное и интуитивное мышление противостоят друг другу. Высокое искусство противостоит фундаментальной науке по способу бытия и содержанию. Прикладные сферы обеих форм культуры совмещены. В дизайне искусство наполняется волевыми и рациональными импульсами, которые сближают его с прикладной наукой. В XXI веке такое соединение стало болезненно актуально, ибо всеми переживается необходимость гуманизации мира, который мы построим.

Итог.

Период кризиса подросткового возраста характеризуется отмиранием старого, когда подросток теряет многое из приобретённого прежде. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru