Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока "Я получил свой портрет"

     

«Тот не понимает искусства живописи, кто не умеет читать линии», - говорят на Востоке.

Вступление.
У искусства своя предыстория, ещё до появления языка оно являлось средством обмена информацией. Причиной того, что непроизвольные рисунки способны сообщить о нашем подсознании так много, является тот факт, что левое, ответственное за абстрактно-логическое мышление, полушарие мозга перестаёт контролировать процесс создания рисунка, т.к. это лишено для него какого бы то ни было смысла.  Это позволяет нашему подсознанию вылиться на бумагу без какой бы то ни было цензуры с его стороны.
Ещё на заре современной психологии непроизвольные рисунки использовались для изучения психологии поведения.

Понятия:

  • Структура формы. Связь внешнего построения с внутренней структурой.

Цели:

  • Определить образные возможности линии.

  • Раскрыть творческое начало.

  • Показать, как языки тела, слов, рисунка зависят друг от друга.

  • Оценить себя и других с точки зрения критериев человеческого общения.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Я получил свой портрет»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Я получил свой портрет»).

  • Работы подростков в виртуальном музее (урок «Я получил свой портрет»).

  • Приложение. Анализ рисунков.

  • Изображение одинаковых неоконченных линейных композиций по количеству учеников.

  • Для учеников: карандаши или фломастеры.

Методика проведения урока.

1.Пояснить, что линия является одним из основных элементов рисунка и функции её разнообразны. При помощи лёгких линий начинается рисунок. Не имея ещё самостоятельного значения, они лишь намечают будущую форму, ограничивая её, определяют основные пропорции, намечают и прорисовывают отдельные части. В дальнейшем рисующий постепенно овладевает той пространственной линией, которая является в своей лаконичности самым выразительным способом рисования.
Если проследить за рукой мастера во время такой работы, можно увидеть, как меняется в зависимости от характера формы и освещения и вид самой линии. Она то усиливается, то ослабевает, то приближается, то удаляется, исчезая совсем, и вновь появляется во всю силу.
2.Показать, как прекрасен по своей линейной выразительности рисунок портрета балерины Т.П.Карсавиной, выполненный В.А.Серовым (тетрадь «Ты и Мир»).
3.Уточнить, что необходимо понять с самого начала: в рисунке контурная линия не имеет самостоятельного значения, она принадлежит объёму и как часть его зависит от целого. Контуром, т.е. найденной границей форм, завершают рисунок, а не начинают его.
4.Показать, как Пикассо искал своего быка в одну линию (тетрадь «Ты и Мир»).
5.Пояснить, что наряду с пространственной линией существует плоская, условная и однообразная линия. У плоской линии в искусстве имеется своё назначение. Она применяется в декоративно-прикладных работах, станковой и книжной графике, плакате – во всех произведениях плоскостного характера, где изображение увязывается с определённой плоскостью стены, бумаги и т.д.
6.Показать «Композицию №2» М.Шварцмана. Спросить, образ какого мира конструирует художник? (Вывод урока №3).
7.Пояснить, что М.Шварцман конструирует знакорождённый образ Мира. Он выстраивает образ Мира в ритмах ярусов, скрещений, преград. Внутреннее и внешнее, дух и космос, личное и сверхличное, глубь и «оболочка» в композиции М.Шварцмана совпадают (тетрадь «Ты и Мир»).
8.Обобщить. Учёными исследуются вопросы, связанные с выразительностью художественного языка. Одним из важнейших компонентов графического языка изобразительного искусства является линия. Образные возможности линии неисчерпаемы.
9.Спросить, почему по линии можно узнать художника? (Мастера рисунка обычно вырабатывают свою индивидуальную линию).
10. Рассмотреть образные возможности линии по таблице (тетрадь «Ты и Мир»).
11.Проанализировать произведения В.А.Серова и М.Шварцмана. Определить настроение, чувство Т.П.Карсавиной и М.Шварцмана.

Практическая работа.

12.Раздать ученикам одинаковые неоконченные композиции №1.  Предложить ученикам закончить линейную композицию. Сказать, что в этом задании намеренно сужается поток творческой мысли для придания ученикам новой, творческой энергии. 

Анализ работ.

13.Напомнить, что язык рисунка зависит от языка тела, слов. Сказать, что  таблица образных возможностей линии и материал приложения помогут понять и описать сигналы уровня содержания и уровня отношений.
14.Рассмотреть рисунки В.Сурикова «Степан Разин» и «Голова Суворова» (тетрадь «Мы и Мир»).
15.Спросить, почему художник рисует С.Разина жирными штрихами, переходящими в сплошное тёмное пятно на шапке, плечах, усах и бороде, а А.Суворова тонкими штрихами с растушевкой?
16.Попросить учеников самостоятельно проанализировать свою композицию, используя содержание приложения.
17.Выбрать лучшие работы и прикрепить их на доску.
18.Раздать каждому ученику бюллетень, в котором он должен отметить понравившуюся работу (голосование тайное).
19.Сказать, что победившая композиция соответствует образу, который желали бы иметь многие ученики. Наградить победителя.
20.Проанализировать лучшую композицию с точки зрения образных возможностей линии и содержания приложения. Сравнить с лучшими композициями семиклассников (тетрадь «Мы и Мир», виртуальный музей).

Итог.
Наш образ собственного Я и наши привычки всегда соответствуют друг другу. Измените одно и вы автоматически измените другое. Когда мы вырабатываем новые и лучшие навыки, наш образ собственного Я сбрасывает старые привычки и натягивает на себя новые. 

Приложение.

Анализ рисунков.

Фактор давления.

Сильное надавливание на карандаш предполагает, что ученик испытывает сильное напряжение, это также является признаком амбициозной личности.
Исключительно лёгкий нажим может означать неуверенную, колеблющуюся личность, робкую, нерешительную, пассивную. Но может свидетельствовать о гибкости и подвижности мышления.

Характеристика линий.

Преобладающие горизонтальные штрихи могут означать слабость, боязливость и женственность. Вертикальные линии – самоуверенность, решительность. Преобладание кривых линий свойственно женственной личности. Преобладание прямых, жёстких линий предполагает агрессивность, напористость. Прерванные, зигзагообразные линии означают медлительность, зависимость. Длинные линии предполагают импульсивность, легко возбудимый характер.

Размер рисунка.

Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишённую чувства меры. Рисунки малых размеров предполагают наличие комплекса неполноценности, неэффективности.

Расположение рисунков.

Тенденции к размещению рисунков в центре страницы означают нормальную, уверенную личность, чувствующую себя в безопасности. Расположение рисунков вверху – высокий уровень надежд, иногда – нереальный уровень оптимизма. Расположение в нижней части – чувство беззащитности.
Преобладающее расположение рисунков на краю страницы может означать потребность в одобрении, поддержке, боязнь принятия самостоятельных решений.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru