Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №35 «Застывшая музыка».

                      

«Архитектура и музыка – сёстры, и та и другая создают пропорции во времени и пространстве. Там, где пропорция достигает наивысших высот, наша душа касается тайны, приобщается к языку богов».
Ле Корбюзье

Вступление.
Архитектура (лат. строить) – строительное искусство, зодчество, искусство проектировать и строить.
Архитектуру сравнивают с застывшей музыкой, потому что в архитектурных объёмах и линиях тоже есть свой ритм, столь же выразительный и способный создавать определённое настроение, как и ритм музыкальных и литературных произведений.

Понятия:

  • Архитектура.

Цели:

  • Определить понятия: архитектура, архитектор.

  • Определить сходство между архитектурой, музыкой, литературой.

  • Выразить творческое начало в создании архитектурного проекта.

  • Оценить учеников с точки зрения соблюдения правил выполнения чертежа, эстетики технотворчества.

  • Оценить себя с точки зрения  характера, символики созданного здания.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Застывшая музыка»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Застывшая музыка»).

  • Для учеников: лист белой бумаги, линейка, угольник, транспортир, простые карандаши (Т, ТМ, М), ножницы.

Методика проведения урока.
1.Предложить ученикам проанализировать композицию храма-памятника Сергею Радонежскому (тетрадь «Ты и Мир»). Спросить: из каких геометрических объёмов он состоит? Объяснить, почему?
2.Процитировать слова Ле Корбюзье: «Архитектура есть умелая, точная, великолепная игра на свету. Мы постигаем формы благодаря сочетаниям света и тени: куб, конус, шар, цилиндр или пирамида, эти крупные исходные формы прекрасно выявляются на свету».
«Дом должен давать кров, защищать от холода, жары и так далее. И конечно же, удовлетворять высшим потребностям, которые живут в каждом из нас. Что же именно вызывает в нас возвышенное наслаждение? – ГАРМОНИЯ. Какое неопределённое, казалось бы, слово! А между тем само явление очень просто: чёткие отношения между точными величинами».
3.Рассмотреть с учениками элементы дома (тетрадь «Ты и Мир»). Попросить определить, из каких элементов состоит частный жилой дом. Обратить внимание на горизонтальное и вертикальное членение дома. Помнить, что невесомое, нематериальное пространство является главным «рабочим телом» архитектора, а стены всего лишь оболочкой, «одеждой» этого тела. Архитектор примиряет их.
Спросить: какое значение имеют окна, двери? Какие они, где расположены? Почему говорят, что вся древняя архитектура могла бы считаться архитектурой входов? Присутствует ли симметрия в доме? Сказать, что симметрия господствует в застывшем мире кристаллов. Она ассоциируется с волевой организованностью.
4.Процитировать слова Ле Корбюзье: «В дело идут камень, дерево, цемент; из них сооружают дома и дворцы. В этом заключается строительство. Здесь нужны находчивость и мастерство.
Но вдруг контур стен на фоне неба взволновал меня. Я понял замысел. Художник вложил в камень свой характер, мягкость, страстность, поэтичность, благородство. Я уже привязан к этому дому, не могу от него оторваться. В его камнях мои глаза распознают мысль. Мысль, которая светится без слов и звуков, читается только в соотношении форм».
5.Пояснить, что город содержит следующие основные зоны, типы зданий и сооружений в них:

  • сельскохозяйственная зона (дома сельского типа, амбары, сараи, склады для хранения сельхозпродуктов);

  • промышленная зона (заводы и фабрики, склады, тепло- и электростанции, строительные компании);

  • деловая зона (офисы, магазины, банки, правительственные и общественные здания);

  • жилая зона (дома, коттеджи);

  • смешанные зоны (школы, детские сады, больницы, магазины).

Практическая работа.
6.Рассмотреть развёртку и макеты зданий (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
7.Предложить ученикам выполнить развёртку «своего» здания, подумать, в какой зоне должно быть расположено «своё» здание.
8.Процитировать слова архитектора Отто Вагнера: «При разработке архитектурной композиции надо учитывать многое: денежные средства, географические условия, ориентировку по сторонам света, эстетические требования гармонии с окружающим. Путеводной звездой зодчего должно быть всегда стремление к правде. Тогда в архитектурном произведении сам собой выявится его характер, его символика: храму будет присуща святость, правительственному зданию – строгость и достоинство, увеселительному заведению – весёлость…».

Анализ работ.
9.Сказать, что город подобен живому организму. Центр города называют его «сердцем». Город всегда был моделью мироустройства. Одна модель – круг, представление о круге земном. Главные улицы сходились к нему по радиальным направлениям. Другая – квадрат. Здесь крестовидное пересечение главных улиц.
Архитектор – драматург, он имеет дело не с мёртвыми предметами, а со взаимоотношениями людей и территории.
Пояснить, что двор для подростка – первая ступень перехода от «Я» к «Мы», от семьи к сложно организованной человеческой структуре.
10.Предложить разбить пространство класса на городские зоны (сельскохозяйственную, промышленную, деловую, жилую и смешанную) и расположить свои здания.
Обговорить с учениками достоинства и недостатки каждой зоны.
11.Подумать, как с помощью архитектурного проекта можно раскрыть свою личность?
12. Проанализировать свой проект, как здания, так и его места в жизни города. Своей работой архитектор раскрывает свою личность.
Предложить ученикам подумать, какую правду о них раскрыл их проект?
13. Оценить работы учеников с точки зрения соблюдения эстетики чертежа.

Итог.
«Любите архитектуру древнюю и современную.… Любите её за иллюзии изящества, лёгкости, силы, спокойствия, движения, которые достигнуты тяжёлыми каменными и жёсткими конструкциями. Любите её за молчание, в котором содержится её голос, секрет её мощной песни. Любите её за огромный, славный тысячелетний труд, о котором она свидетельствует своими соборами, дворцами и городами, своими домами и своими руинами».
Джо Понти

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru