Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №34 «Посвящение творчеству».

                      

Вступление.
Скульптура – это трёхмерное изображение, имеющее реальные формы, размещённые в реальном пространстве.
С древних пор скульпторы работали в самых разнообразных материалах, которые сейчас не перечислить. Но все они разделяются на две семьи - материалы, «трудные» в работе и «лёгкие». Смысл слова «скульптура» становится понятным, когда узнаёшь, что древнее латинское слово «скульпере» и обозначало – «высекать», «вырезать»…СКУЛЬ-ПЕ-РЕ!!! Не правда ли, есть в этом слове что-то резко повелительное?! Художник повелительно подчинял своей воле камень и дерево, подчинял властной силе ума, руки и стальных инструментов.
Но есть и материалы, «лёгкие» в работе. Для пластилина и глины не нужны ни топоры, ни молотки, потому что их податливую массу легко размять руками.
Искусство лепки очень древнее. Более двух тысяч лет тому назад древний народ греки – замечательные скульпторы – на своём языке произносили слово «вылепленный», и оно звучало как «пластос». Но в отличие от резко-повелительного слова «скульпере» - не правда ль, сколько мягкости в звучании «пластос»…ПЛА-А-А-СТО-О-ОС… будто бы даже послушания.

Понятия:

  • Скульптура.

  • Творчество.

Цели:

  • Определить понятия: скульптура, творчество.

  • Раскрыть творческое начало в создании художественного образа в пластике.

  • Оценить творчество учеников.

  • Оценить себя с точки зрения умения творить.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Посвящение творчеству»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Посвящение творчеству»).

  • Работы подростков в виртуальном музее (урок «Посвящение творчеству»).

  • Для учеников: лист белой бумаги, круговой циркуль, линейка, угольник, карандаши, ножницы.

 

Методика проведения урока.
1.Напомнить, что художественный образ – это не просто воспроизведение увиденного, услышанного, узнанного. Это создание ещё одной действительности с помощью звуков и слов, линий и цвета, объёма и форм в музыке, литературе, живописи, скульптуре, архитектуре.
Художественный образ – это особый способ отражения жизни, характерный только для искусства.
2.Пояснить, что художественный образ может быть понятным, легко читаемым, а может быть очень сложным. Есть явления, события, понятия, легко доступные нам благодаря жизненному опыту, общей культурной подготовке. Но часть проникновения в художественный образ требует больших знаний, серьёзной работы чувств и ума.
Художник не всегда обращается к созданию реалистического образа. Часто замысел диктует ему иное, символическое решение, не поддающееся моментальному прочтению.
3.Пояснить, что идея в искусстве выражается с помощью структуры произведения, размещения отдельных его частей.
4.Напомнить, что задача композиции – объединить все части произведения воедино во имя создания образа.
5.Обговорить законы композиции в скульптуре (методика урока №24 «Композиция»).
6.Пояснить, что скульптор, моделируя объёмы, учитывает, в каком месте будет установлена скульптура. Если это монументальная скульптура, которая удалена от зрителя, деталировка не нужна, формы даются крупными обобщёнными образами. А в станковой скульптуре, предназначенной для помещения, где её рассматривают с близкого расстояния, объёмы прорабатываются детально.
Создавая скульптуру, мастера учитывают световую среду, движение солнца, т.е. игру света и тени на поверхности скульптуры (это дополнительный художественный эффект).
7.Сказать, что скульптор В.Н.Немухин опирается на геометрическую традицию, в которой выразилась вера русского художника начала столетия в глубинную упорядоченность, правильность, гармоничность вселенной. Немухин унаследовал склонность к скрытой геометрии, организующей, дисциплинирующей и углубляющей чувственное упоение конкретной реальностью и профессиональные восторги художника перед прелестью живописной формы.
Абстрактно-геометрические произведения реализуют эстетические ценности нашего столетия. К настоящему времени геометрия превратилась в эстетическую эмблему искусства XX века, в знак современной самоценной художественной формы.
8.Познакомить учеников с серией «Посвящений» В.Н.Немухина (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
9.Сказать, что геометрические тела использованы в ней в качестве языка, которым пересказан индивидуальный пластический почерк праотцов абстрактной геометрии.
И материал, и язык, и стиль, тяготеющий к формульности, - всё говорит о том, что перед нами не интимный диалог с единомышленниками и учителями, а торжественная и патетическая речь.
10.Определить понятие: творчество (тетрадь «Ты и Мир»).
11.Сказать, что, по мнению немецкого философа Ф.Шеллинга, художественное творчество является высшей формой человеческой деятельности, в которой человек соприкасается с Абсолютом.
Творчество есть объективизация свободы человека. Искусство – как и философия – тяготеют к постановке и разрешению трагических противоречий человеческого бытия.
12.Предложить ученикам выполнить творческое задание: рассмотреть повреждённую скульптуру Древней Греции и выполнить несколько вариантов  скульптуры (тетрадь «Мы и Мир»).
13.Рассмотреть удачные решения творческих заданий.

Практическая работа.
14.Спросить учеников, какими геометрическими фигурами можно выразить творчество (методика урока №13)?
15.Показать скульптурные композиции из бумаги (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
16.Предложить ученикам выполнить из бумаги скульптурную композицию, посвящённую творчеству.

Анализ работ.
17.Рассмотреть с учениками эскиз скульптуры Т.Амелиной. Чем является творчество для Тани? Как она смогла это выразить?
18.Лучшие работы учеников прикрепить на доску. Выбрать лучший проект путём тайного голосования.
19.Оценить творчество учеников.
20.Предложить ученикам оценить себя с точки зрения умения творить.

Итог.
Любой творческий материал - это возможность непосредственного моделирования своего мира и возможность экспериментировать с его изменениями. Любой человек творит себя. Он как бы выносит своё «Я» наружу. Творчество – созидательный процесс, оно помогает пережить чувство боли, гнева, радости, облачая их в некие образы… Творчество – это наиболее экологический способ адаптации к порой травмирующей действительности.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru