Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №30 «Игры с пространством».

                      

«Восприятие пространства развивается в процессе человеческой практики».
И.М.Сеченов

Вступление.
Среди психологов витает мысль об образе как наглядной форме бытия знаний. Ряд учёных подчёркивают активный характер образа, его способность к трансформации, видоизменению. При этом образ является неотъемлемым компонентом мысли.
Специфика пространственного мышления в ходе решения творческих задач, например, по черчению, состоит в том, что образ-представление, возникающий в процессе понимания, основывается не только на информации, поступающей извне, но и на субъективной информации, то есть на знаниях, умениях, навыках, на предыдущем опыте, имеющемся у решающего задачу. Чертёж – это только опора при создании образа-представления.
Чтобы развить пространственное мышление, нужно научиться представлять по заданным проекциям спроецированный предмет.

Понятия:

  • Проекция формы предмета.

  • Аксонометрические проекции.

  • Изометрическая проекция.

  • Фронтальная диметрическая проекция.

Цели:

  • Познакомить с новыми понятиями.

  • Научиться видеть трёхмерное расположение формы в пространстве.

  • Научиться изображать трёхмерную форму на двухмерной плоскости листа, применяя законы аксонометрии.

  • Оценить учеников с точки зрения соблюдения правил выполнения аксонометрических проекций, эстетики технотворчества.

  • Оценить себя с точки зрения наличия стереомышления.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Игры с пространством»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Игры с пространством»).

  • Для учеников: лист белой бумаги, линейка, угольник, транспортир, простые карандаши (Т, ТМ, М), цветные карандаши, фломастеры, акварель.

Методика проведения урока.
1.Сказать, что в реальной действительности образ предмета у человека складывается из конкретных признаков: предмет трёхмерен, он занимает определённое пространство, характер его форм определяется теми поверхностями, которые его замыкают в пространстве. Предмет можно обойти кругом, пощупать руками, его поверхность имеет определённую фактуру и цвет.
2.Пояснить, что в рисунке предмета, как такового нет, его образ складывается из линий и пятен. На двухмерной плоскости листа бумаги видна лишь проекция формы предмета.
3.Пояснить, что рисунок, фотография, чертёж, тень – всё это проекции формы предметов на различные поверхности.
4.Сказать, что для более наглядного изображения предмета применяют особый вид рисунка и чертежа – аксонометрическую проекцию (греч. «измерение по осям»).
Аксонометрическое изображение получают путём проекции предмета на плоскость параллельными лучами, наклонёнными под определёнными углами к этой плоскости (тетрадь «Ты и Мир»).
5.Пояснить, что фронтальная диметрическая проекция относится к косоугольным аксонометрическим проекциям, т. к. она получена с помощью проецирующих прямых, не перпендикулярных к плоскости аксонометрических проекций Р. Для построения фронтальной диметрической проекции оси прямоугольных координат X и Y располагают параллельно плоскости Р, поэтому коэффициенты искажения по аксонометрическим осям X и Z одинаковы и равны единице. Направление проецирования выбирают так, чтобы коэффициент искажения по оси Y был равен 0,5 (тетрадь «Ты и Мир»).
6.Обратить внимание на то, что ось X расположена горизонтально, ось Z  вертикально, а ось Y - под углом 135 градусов к оси Z.
При построении фронтальной диметрической проекции отрезки, параллельные осям координат X и Z, откладывают в истинную величину, а отрезки, параллельные оси Y, следует уменьшать в два раза.
7.Сказать, что прямоугольная изометрическая проекция представляет собой аксонометрическую проекцию с направлением проецирования, перпендикулярным к плоскости аксонометрических проекций, и одинаковыми по всем трём аксонометрическим осям коэффициентами искажения, равными 0,82. На практике этим уменьшением пренебрегают, что позволяет упростить построение (тетрадь «Ты и Мир»).
8.Обратить внимание на то, что оси изометрической проекции составляют между собой углы, равные 120 градусов. Ось Z располагают вертикально, оси X и Y  составляют с горизонтальной прямой углы в 30 градусов.
9.Пояснить, что художник и конструктор должны отказаться от привычного отношения к листу бумаги как к плоскости и представить его как «окно в пространство», в котором надо построить аксонометрические проекции плоских многоугольников (тетрадь «Ты и Мир»).
10.Показать построение аксонометрических проекций плоских фигур (тетрадь «Ты и Мир»).
11.Рассмотреть построение рисунков ящиков, полок и тумб КУБИСТ.
12.Сделать вывод: ученики познакомились с проблемой в учебном рисовании и черчении – развитии проекционного видения. Узнали, что рисовальщик и чертёжник должны уметь переводить язык реальных форм на язык линий и пятен.
В первом случае необходимо выработать в себе умение методически последовательно и целенаправленно наблюдать, выделять главное, понимать характерные особенности и закономерности строения той или иной формы.
Во втором случае овладение навыками построения изображения объемной трехмерной формы на двухмерной плоскости листа бумаги связано с изучением перспективы и аксонометрической проекции. Кроме того, здесь необходимо усвоить методическую последовательность выполнения рисунка и приобрести технические навыки.

Практическая работа.
13.Рассмотреть изображение дверей в рекламе и в работах семиклассников (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
14.Построить фронтальную диметрическую и изометрическую проекции двери.

Анализ работ.
15.Сказать, что по проекциям предмета не всегда можно судить о натуральных размерах предмета. В этом случае говорят, что проекции «неудобны» для чтения. Открытые двери на фотографиях являются «неудобными» для чтения.
Предложить ученикам ответить, для какой цели двери показали открытыми? Для какой цели было предложено изобразить двери в разных плоскостях?
16.Сделать вывод: пространственное мышление представляет собой своего рода разновидность образного мышления и связано с анализом и преобразованием ситуаций.
17.Оценить работы учеников с точки зрения правильности построения аксонометрических проекций, эстетики чертежа.
18.Оценить свою гибкость мышления.

Итог.
В психологии есть свой закон проекции. Согласно ему, мы замечаем у других прежде всего то, чем обладаем сами; критикуем у других то, чем недовольны в себе; восхищаемся тем, чем обладаем сами; приписываем другим желания, которые несём в себе. Но есть ещё один важный момент. Знания о себе, правда о себе помогают нам создавать довольно точный образ у других людей. Люди видят нас такими, какими мы видим себя сами. Мы проецируем свой внутренний мир на внешний, социальный. Поэтому от того, насколько красиво внутри нас, во многом будет зависеть и красота внешних событий, ситуаций, происходящих вокруг нас.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru