Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока "Мелодичная графика"

     «Верьте музыке: проведёт сквозь гранит,
Ибо музыка – динамит».
М. Цветаева

Вступление.
Занимаясь музыкой, немецкий учёный Хладни изучал звучание разных предметов. Он зажал в тиски медную шайбу и посыпал её песком. От колебания шайбы смычком на ней появились графические знаки из песка: простые знаки вызывались низкими нотами, более сложные образовались при высоких нотах (тетрадь «Мы и Мир», урок «Мелодичная графика»).

Понятия:

  • Графический знак. Графический образ.

  • Изображение движения в графике.

Цели:

  • Определить образные возможности линии.

  • Показать, как языки тела, слов, звука, рисунка зависят друг от друга.

  • Оценить себя и других с точки зрения созвучия эмоциональных и ритмических структур человека и музыкальных произведений.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Мелодичная графика»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Мелодичная графика»).

  • Работы подростков в виртуальном музее (урок «Мелодичная графика»).

  • Запись «Скоморох» (рок-группа И. Гранова).

  • Запись «Марш Лейб-гвардии гусарского полка».

  • Запись «Аве Мария» (Бах-Гуно).

  • Для учеников: лист бумаги, карандаши, фломастеры, линейка.

Методика проведения урока:

1.Пояснить, что подобно тому, как каждый музыкальный инструмент издаёт свои звуки, так и кисть, карандаши, перо, уголь создают различные графические знаки.
2.Пояснить, что совокупность знаков, расположенных определённым образом, составляет рисунок; множество знаков дают изображение, описание, графический образ.
3.Подчеркнуть, что знак – это средство передачи информации.
4.Предложить ученикам посмотреть игру знаков графики П.Пикассо (тетрадь «Ты и Мир»). Обратить внимание на то, что линия его рисунков предельно экономична, лаконична, выразительна (то мелодична, то резко меняет своё направление). Она удивляет кажущейся простотой. Пикассо уверенно отбирает у пространства всё самое необходимое.
5.Сказать, что о Пикассо говорили, что он человек с тысячью масок.
6.Обобщить. Линия передаёт изображение движения, подчёркивает эмоциональную единую ритмическую структуру. Линия не столько изображает предмет, сколько о нём рассказывает.
7.Попросить ученика прочитать стихотворение Э.Межелайтиса «Мелодичная графика» (тетрадь «Ты и Мир»).
8.Дать задание ученикам класса: выбрать из репродукций ту, в которой эмоциональная и ритмическая структура соответствует стихотворной структуре. Попросить обосновать свой выбор.

Практическая работа.

9.Попросить учеников разделить лист бумаги на четыре части.
10.Попросить учеников в верхнем левом прямоугольнике изобразить лаконичную абстрактную или реалистическую композицию.
11.Пояснить, что музыка, так же как и стихи, графическая композиция – это ещё одно из проявлений нашей внутренней динамики.
12.Сказать, что музыка тяжёлого металлического рока модна среди подростков. Предложить ученикам послушать музыкальное произведение «Скоморох» в исполнении рок – группы Игоря Гранова.
13.Попросить учеников изобразить графически эмоциональную и ритмическую структуру этого произведения в правом верхнем прямоугольнике.
14.Проанализировать работы учеников. Сравнить с работами семиклассников из тетради «Мы и Мир».
15.Сказать, что музыка звучит не только на танцевальных площадках, но и на военных учениях, парадах, полях сражений. Привести слова великого русского полководца А.В.Суворова: «Музыка удваивает, утраивает армию». Сказать, что музыка служит важным средством управления войсками. Подчеркнуть, что среди жанров военной ритуальной музыки центральное место по праву принадлежит маршу.
16.Предложить ученикам послушать марш Лейб-гвардии гусарского полка и изобразить графически эмоциональную и ритмическую структуру этого произведения в левом нижнем прямоугольнике.
17.Проанализировать работы учеников. Сравнить с работами семиклассников из тетради «Мы и Мир».
18.Предложить ученикам прослушать произведение «Аве Мария» Баха-Гуно и изобразить графически эмоциональную и ритмическую структуру этого музыкального произведения в правом нижнем прямоугольнике.
19.Проанализировать работы учеников. Сравнить с работами семиклассников из тетради «Мы и Мир».

Анализ работ.

20.Объяснить, что образные возможности линий неисчерпаемы. Обговорить структуру тяжёлого рока, марша, песни с точки зрения образных возможностей линий.
21.Проанализировать несколько свободных композиций семиклассников из тетради «Мы и Мир» и виртуального музея. Спросить,  каким музыкальным произведениям созвучны их композиции?
22.Предложить ученикам самостоятельно проанализировать свою свободную композицию. Поразмышлять,  каким музыкальным произведениям созвучна их свободная композиция. Придумать музыкальное название свей композиции и подписать её.

Заключение.

23.Спросить, почему художника можно узнать по его работам и не перепутать ни с кем другим? (Мастера рисунка обычно вырабатывают свою индивидуальную характерную линию).
24.Спросить, почему П.Пикассо называли «человеком с тысячью масок»? (Он многоликий, противоречивый, постоянно развивающийся).
25.Спросить, почему на Востоке говорят: «Тот не понимает искусства живописи, кто не умеет читать линии»?
26.Спросить, кто сегодня сумел больше себя понять, читая свою линейную композицию?

Итог.
Являясь понятием отвлечённым, линия наилучшим образом способна выразить духовное начало. Научитесь наблюдать.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru