Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №23 «Не угодно ли Вам шоколаду?».

Сила рук.

«Можно сказать, что руки почти говорят. Разве мы не используем их для того, чтобы требовать, обещать, призывать, отгонять, угрожать, просить, выражать страх, вопрос или отрицание? Разве мы не используем их, чтобы показать радость, скорбь, колебание, признание вины, смирение, объём, размер, количество и время? Разве они не имеют возможности побуждать и запрещать, выражать разрешение, удивление, стыд?

         Из «Об образовании оратора», наставления по искусству выступления на публике римского оратора Квинтилиана (ок. 35-95 н.э.).
Вступление.
Порой мы склонны не обращать внимания на кажущиеся нам малосущественные правила поведения.
Умение правильно держать себя во время общения, красиво сидеть всегда считалось одним из критериев, по которому судили об общем культурном уровне человека. Как бы нарядно ни были одеты сидящая на табуретке «матушка» и на краешке стула «гостья» в произведениях С.Россина – но их позы будут слишком явно нарушать гармонию жизни (урок №31 «Хорошо сидим»). Сидеть нужно прямо, но не так же напряженно, как «гостья»!
Часто человек не знает, что делать с руками. Он держит их возле лица, поправляет ими беспрестанно волосы, как будто бы хочет, чтобы все обратили внимание на его причёску, потирает лоб, подпирает подбородок, как «матушка», в надежде, что окружающие разделят его озабоченность многочисленными проблемами.

Понятия:

  • Художественный образ.

  • Язык телодвижений.

Цели:

  • Умение использовать линию, пятно, цвет для создания художественного образа.

  • Умение выбрать средства художественной выразительности для передачи характера, движения.

  • Раскрыть творческое начало.

  • Оценить работы учеников с точки зрения гармонии и красоты.

  • Оценить себя с точки зрения критериев человеческого общения.

Необходимое время:
Один урок.
Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Не угодно ли Вам шоколаду?»)

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Не угодно ли Вам шоколаду?»)

  • Творческие работы в виртуальном музее (урок «Не угодно ли Вам шоколаду?»)

  • Запись произведения Л.Боккерини «Менуэт из квинтета ми мажор, соч. 13 №5».

  • Для учеников: карандаши, фломастеры, акварель.

Содержание урока:
Ученики класса принимают участие в «спектакле» Жана Этьена Лиотара и Майи Табака. Они «принимают» чашечку шоколада у знаменитой шоколадницы. Как? Это зависит от них самих. Оценивают свою игру с точки зрения критериев человеческого общения.

Методика проведения урока.
1.Сказать, что многие художники умело и изобретательно строят мизансцены. Иногда их холсты содержат монологи, диалоги – словом, в них слышен и голос современников, и думы, мечты мастера. Фантазии мастеров некоторых картин задуманы и как разговор с героями других эпох, и как разговор со зрителем.
2.Сказать, что так же, как и в комедиях Бомарше, на картинах Лиотара, знаменитого швейцарского художника (1702-1789), появляются ремесленники, служанки. «Шоколадница» Лиотара – в числе самых популярных произведений собрания Дрезденской галереи (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
3.Предложить ученикам рассмотреть репродукцию с картины Лиотара «Шоколадница».
4.Поразмышлять с учениками. Где увидел её Лиотар? В какой-нибудь из бесчисленных кондитерских весёлой Вены? В одном из церемонных высокородных домов, где ему приходилось бывать, очаровала его эта девушка-горничная своим спокойным достоинством, своей юной, не нуждающейся в украшениях, привлекательной свежестью?
5.Обратить внимание на то, что никогда ещё карандаш пастелиста так победоносно не соревновался с кистью. Лучшие светозарные краски нашёл он, чтобы передать прелесть её миловидного лица, с чуть вздёрнутым носиком, мягкой линией подбородка и глазами, прикрытыми тенью густых ресниц.
6.Подчеркныть, что всё здесь прозрачно и чисто, как чиста и прозрачна вода в стакане, стоящем на коричневом подносе, который она с такой изящной лёгкостью держит в руках. Всё сияет, переливается неисчислимыми оттенками золотистых, серо-голубоватых и нежно-розовых тонов, лучится ясной радостью жизни.
7.Предложить ученикам рассмотреть героиню с картины Майи Табака «Женщина с чашкой» (1984) (тетрадь «Ты и Мир»).
8.Сказать, что М.Табака – латвийская художница. Главная тема её полотен – человек, его духовный мир. Контраст настроений, радости и грусти, восторга и печали, артистичность, свойственная картинам Майи, была заложена в её характере: ведь недаром ей прочили успех на сцене. Её «спектакли» фантастические, озорные, добрые.

Практическая работа.
9.Предложить ученикам принять участие в этом «спектакле». «Поиграть» с цветом, формами. «Взять» чашечку у шоколадницы, т.е. попросить учеников нарисовать девушку (юношу) (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»). Звучит музыка Боккерини.
Подчеркнуть, что их фигурка, как и сама жизнь, непредсказуема.

Анализ работ.
10.Разъяснить, что каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, язык программирования. Но существует ещё один международный, общедоступный и понятный язык – это язык мимики и телодвижений человека.
11.Предложить ученикам упражнение «скульптура» из театральной педагогики.
Вызвать «скульптора» и двух детей – «глину» для «скульптора». Предложить «скульптору» «вылепить» движение шоколадницы и движение того, кто принимает чашечку. В билетах указаны характеры принимающих.
Например: восторженный энтузиаст, формалист, недоверчивый перестраховщик.
12.Объявить «вернисаж». Обсудить с детьми выразительность, точность передачи характера. Обсудить положение корпуса, головы, рук, ног – тех компонентов, из которых слагается «язык» бессловесных действий.
13.Обратить внимание на то, что венцом процесса познания является самопознание. Пояснить, что человек с картины говорит с нами тремя способами:

  • произведя общее впечатление;

  • при помощи языка цвета;

  • при помощи языка тела.

14.Предложить ученикам понять, о чём «говорят» человечки подростков, как они относятся к окружающему миру (работы учеников в виртуальном музее, тетрадь «Мы и Мир»).
15.Попросить учеников понять, о чём «говорит» их человечек, как он относится к окружающему миру?
Подчеркнуть, что мы должны уметь не только описать, но самое главное – оценить сигналы тела.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Стихийность / самодисциплина
Согласованность / несогласованность
Позитивность / негативность
Открытость / закрытость (втягивание головы, подъём плеч, уход в себя).

15.Обратить внимание на то, что можно изменить образ. Для этого нужно медленно, штрих за штрихом, стереть резинкой изображение, после чего заполнить пространство новыми мыслями.

Итог.
Когда вы научитесь отдавать то, чего вы добиваетесь, вы активизируете спектакль, внося в него свою режиссуру, наполняя его совершенными, энергичными, полными жизни движениями, которые образуют вечное биение жизни.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru