Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №22 «Живое наследие».

«Могилы не разверзаются случайно. Произведения искусства встают из могил в те моменты истории, когда они необходимы. В дни глубочайшего художественного развала, в годы полного разброда устремлений и намерений разоблачается древнерусское искусство, чтобы дать урок гармонического равновесия между традицией и индивидуальностью, методом и замыслом, линией и краской».
М.Волошин.

Вступление.
Освобождённая от чёрной олифы и грубых поновлений древнерусская живопись в начале XX столетия предстала перед искушёнными зрителями, воспитанными на художественных идеалах Ренессанса и достижениях реализма XIX века, и не была понята большинством. Даже такие глубокие исследователи, как Ф.И.Буслаев и Н.П.Кодаков, видя в иконописи огромную духовную и историческую значимость, огорчались её художественным несовершенством. В связи с этим стоит вспомнить мысль И.В.Киреевского о том, что для признания значимости какого-нибудь чисто русского явления нам необходимо, чтобы какой-нибудь француз восхитился, какой-нибудь немец досконально изучил и какой-нибудь американец напечатал. Позже Н.К.Рерих с грустью отмечал, что до всего своего русского у нас роковая дорога через заграницу.
К счастью, восхитившийся француз нашёлся довольно быстро. Это был Анри Матисс, в 1911 году посетивший Москву. «У ваших студентов прямо здесь, на месте, есть образцы несравненного искусства, куда лучшего, чем заграничное. Французским художникам следовало бы приехать учиться в Москву».

Понятия:

  • Икона.

  • Символизм в иконописи.

  • Цвет в древнерусском искусстве.

Цели:

  • Определить понятие: икона.

  • Познакомиться с символизмом главных цветов иконописи.

  • Понять особенности образного языка иконописи.

  • Развивать умение выражать своё отношение по поводу воспринимаемого произведения в форме словесного отзыва на уровне эмоционального выявления общих черт, особенностей и т. д.

Необходимое время:
Один урок.
Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Живое наследие»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Живое наследие»).

  • Для учеников: лист бумаги, карандаши, акварель.

Методика проведения урока.
1.Пояснить, что наименование «икона» - переделанное на русский лад греческое слово «эйкон», что означает изображение, образ, подражание.
2.Сказать, что происхождение своё иконопись ведёт от эллинистической портретной живописи. Что же касается обыкновения поклоняться иконам, то оно возникло из обычая, широко распространённого в Римской империи - почитания портретных изображений цезарей и прославленных полководцев.
3.Сказать, что первые иконы на Руси появились с введением христианства, иконы эти были «греческого письма». Первые иконы пришли к нам оттуда, откуда наши предки получили и новую религию, - из Византии.
4.Пояснить, что уже в XI веке рука об руку с греками работали и русские мастера. Чем дальше, тем больше стали отличаться русские иконы от византийских: иная трактовка образов, иное понимание цвета.
5.Пояснить, что иконопись находилась под строгой опекой духовных властей, и это определило круг сюжетов и образов древнего иконописца: преимущественно это «история» земной жизни и чудес Христа, божьей матери или девы Марии, деяния апостолов, пророков и святых. Основным источником творчества иконописцев была мифология христианства. О героях древнерусского иконописца было рассказано в древних священных книгах Ветхого и Нового заветов (Библии).
6.Рассказать, что в те далёкие времена икона не только часть храмового убранства, но и обязательная принадлежность каждого жилого дома. По числу икон и по качеству их живописного выполнения судили о степени достояния хозяина дома. У богатого хозяина поля и фон иконной доски закрывались серебряными и золотыми окладами. Иконы ставили и на воротах домов, чтобы поручить их обитателей покровительству небес.
7.Подчеркнуть, что краски – душа русской иконописи, в них ярко проявились народные вкусы, совершенно видоизменившие суровый византийский колорит своей ликующей жизнерадостностью. Каждый цвет в иконе имеет своё значение.
8.Познакомить учеников с символами главных цветов (тетрадь «Ты и Мир»).
9.Добавить, что писали иконы, не используя живую натуру, а по «лицевым иконописным подлинникам». Но иконописцы не были лишены известной свободы в трактовке образа. Хороших живописцев не до конца связывал подлинник и в отношении красочного решения. Даже когда названы основные цвета, никто не мешает подобрать наиболее красивые и удачно сочетающиеся их оттенки.
10. Сказать, что в древнерусской живописи среди икон на один и тот же сюжет мы не найдём двух одинаковых.
11.Рассмотреть иконы с одинаковым сюжетом (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
12.Попросить учеников описать разницу в композиции, в колорите, ритме и выявить содержания и смысл произведений.
13.Сказать, что тема материнства, любви матери к ребёнку, всегда будет волновать людские сердца. Среди бытовавших на Руси различных изображений Богоматери с младенцем есть такие, как «Умиление» или «Взыграние младенца» (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»). Уже сами эти названия чрезвычайно выразительны.
14.Сказать, что из русских художников, проявивших интерес к иконописи, пожалуй, глубже всех понял её колористическое и композиционное значение К.С.Петров-Водкин (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
15.Предложить ученикам проанализировать два произведения о Матери, выявляя сходство и различие в композиции, цвете, сюжете. Результаты записать в таблицу (тетрадь «Ты и Мир»)

Практическая работа.
16.Предложить ученикам создать своё произведение о маме. Раскрыть свою любовь к маме линейно-цветовым ритмом.

Анализ работ.
17.Оценить работы с точки зрения гармонии и красоты.
18. Обобщить. В религиозной живописи отразился реальный человеческий опыт: извечная мечта о мире, справедливости на земле, размышления о самоотверженной материнской любви.
То, что было «грёзой» средневекового искусства, - мечта о жизни по законам согласия и справедливости – вдохновляло народ в 17 году, вдохновляет и сегодня.

Итог.
«Художники и поэты, - писал В.Соловьёв, - опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, ещё более важном и возвышенном смысле. Не только религиозная идея будет владеть ими. Они сами будут владеть ею и сознательно управлять её земными воплощениями».

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru