Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №21 «Симфония духовного Возрождения».

«Мать, убаюкивая меня,
Должно быть, устала
И начала по ошибке
Навивать колыбельную
Не на своё веретено,
А на моё сердце.
Я и сегодня
Осторожно и трепетно
Разматываю этот клубок,
Чтобы случайно не оборвать
Нить материнской песни.
Максим Танк.

Вступление.
Как сказал Шекспир, «весь мир – театр». Личности следуют сценариям, нации следуют сценариям. Жизнь каждой личности – это единственная в своём роде драма, которая может включать элементы семейного и культурного сценариев. Взаимодействие этих сценариев влияет на жизненную драму каждой личности и тем самым развёртывается в историю народа. Культурные сценарии отражают то, что обычно понимают под национальным характером.
В сценариях большинства культур записана тема борьбы за существование, т.к. она возрождается в масштабах выживания человеческого рода.
Культурные сценарии передаются из поколения в поколение, эта передача обычно осуществляется через семью и школу. Отражая лучшие идеалы эпохи, великие художники часто поправляют своим искусством действительность, когда идеалы извращаются или не находят в ней полного приложения. Великие гуманистические идеалы итальянского возрождения претворены не в братоубийственных распрях итальянских феодальных правителей, а в творчестве таких гениев, как Микеланджело или Рафаэль. Так и в русской истории Рублёв корректировал своим искусством современную ему действительность.

Понятия:

  • Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь.

  • Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.

С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

  • Исихазм.

Цели:

  • Определить понятие: симфония.

  • Раскрыть творческое начало.

  • Раскрыть связь внешнего построения с конструкцией формы.

  • Формировать представление об особенностях образного языка разных видов изобразительного искусства.

  • Развивать умение выражать своё мнение по поводу воспринимаемого произведения не только в форме словесного отзыва на уровне эмоционального выявления общих черт, особенностей и т. д., но и в форме графической речи.

  • Оценить работы учеников с точки зрения использования образных возможностей линий, форм, цвета.

  • Оценить себя с точки зрения понимания и использования языка искусства для передачи своего мировоззрения.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Симфония духовного Возрождения»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Симфония духовного Возрождения»).

  • Приложение 1.

  • Приложение 2.

  • Работы подростков в виртуальном музее (урок «Симфония духовного Возрождения»).

  • Для учеников: лист бумаги, карандаши, фломастеры, акварель.

Методика проведения урока.
1.Пояснить, что итальянское искусство XIII-XIV веков следует рассматривать как вступление к искусству Возрождения. Человек был в центре внимания передовых, образованных людей того времени. Всех гуманистов воодушевляло создание огромных творческих сил в человеке, радость пьянящей свободы, которую новая эпоха раскрыла перед человечеством. Гуманисты не терялись и в тех случаях, когда их идеалы расходились с суровой действительностью.
2.Напомнить, что гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям (методика урока №20 «Снежинки и лилии»).
3.Рассказать, что наиболее крупным художником Флоренции второй половины XV века был Сандро Боттичелли (около 1445-1510г.г.). Творчество Боттичелли тесно связано с судьбами его родного города. Флоренция первой ощутила противоречия, неизбежно сопутствующие развивающемуся капиталистическому обществу. В борьбе за власть победу одержала богатая банкирская семья Медичи. Козимо Медичи всячески старался сохранить видимость республиканского правления, начал широко покровительствовать искусству. С кругом Медичи соприкоснулся и Сандро Боттичелли. Большая человечность и одухотворённость его лирического искусства – это отчётливое проявление Ренессанса. Боттичелли, наряду с несколькими другими мастерами, поставил своей задачей воссоздание образов классического мифа.
4.Определить понятие: миф. Сказать, что миф – это история, выражающая в символической форме некоторую истину. Объяснить, что греческие мифы содержат прототип сценариев современных людей и могут быть объяснены с психологической точки зрения. Персонажи мифов наглядно отражают универсальные типы, так как они проявляют себя во многом так же, как это делают люди сегодня.
5.Показать произведение Боттичелли «Весна», созданное 500 лет назад. Пояснить, что это одна из самых знаменитых в мире картин. Она хранится во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров.
6.Показать «Три грации» - фрагмент картины «Весна» (тетрадь «Ты и Мир»).
Спросить, как художник раскрывает тему духовной жизни?
Спросить, какие линии, цвет помогли художнику создать настроение глубокой созерцательности? Беспокойного движения?
7.Обобщить. В произведении Боттичелли извивающиеся, взволнованные, запутанные линии исполнены беспокойного движения. Наперекор этому движению линий, очерченные ими фигуры трёх танцующих девушек кажутся словно застывшими, остановившимися в своём порыве.
8.Пояснить, что люди итальянского Возрождения были связаны с Византией и со всем средневековым Западом. Реализм художников итальянского Возрождения явился для современников откровением, но конкретность их образов не перечёркивает «бестелесную» иконопись Византийских мастеров.
9.Сказать, что Феофан Грек – один из самых известных художников в истории европейского средневековья. Художник работал в разных странах, но созданные им произведения сохранились только в России, куда он приехал во второй половине XIV века и прожил значительную часть жизни. Грек по происхождению, он получил блестящее художественное образование на родине – в Византии. До своего падения, на протяжении многих столетий она являлась главным духовным и культурным центром восточно-христианского мира.
В произведениях Феофана Грека более, чем в других памятниках, учёные находят связь с духовными устремлениями исихазма.
10.Раскрыть понятие: исихазм.
В 30-60 годы XIV столетия в Византии противоборствовали два богословных течения. Одно было связано с западноевропейским реалистическим гуманизмом. Другое, получившее название исихазм (от греческого слова «исихия» - покой, безмолвие, отрешённость), представляло собой обновлённую практику религиозной жизни, выработанную восточными монахами ещё в IV-VII веках. Монахи-отшельники создали учение о пути человека к постижению Бога, единению с ним, к благодати и раю через систему особых правил и норм жизни, в основе которой лежало нравственное совершенствование, «очищение сердца» от земных слов, терзающих человека страстей.
11.Сказать, что лучшие по сохранности фрески находятся на хорах церкви – в Троицком приделе. Центральное место занимает «Ветхозаветная троица» - три ангела с библейскими персонажами Авраамом и Сараю.
12.Пояснить, что подобно древним мифам, множество жизненных драм популяризуется через сказки и библейские легенды.
13.Познакомить с библейской легендой «Три божьих вестника у Авраама» (Приложение 1).
14.Показать «Ветхозаветную троицу» Ф.Грека (тетрадь «Ты и Мир»).
15.Спросить, в чём сходство и различие этих двух произведений?
Спросить, спокойный или тревожный мир передал Ф.Грек в своём произведении? Какие линии помогли ему это сделать?
16.Обратить внимание на то, что Феофан усовершенствовал и по-своему интерпретировал некоторые давно забытые приёмы живописи, и они получили под его кистью неповторимые особенности, пополнились глубоким философским смыслом. Это прежде всего передача божественного света в виде ярких белильных бликов, положенных поверх формы.
Мир грозовой, тревожный, мир кипящий, огненный, где всё в движении и неудержимом порыве страстей, открывается нашему взору. Но это движение, этот водоворот, этот неистовый динамизм – они не на поверхности, хоть и постоянно взрывают её.
Пусть феофановские фигуры в большинстве фронтальны и неподвижны, дух беспокойный, испепеляющий рвётся в каждой наружу, рождая тот трагический пафос, ту великую напряжённость, которые и являются истинным содержанием феофановской росписи.
17.Процитировать Д.С.Лихачёва: «Могущие токи нового предвозрожденческого движения захватили собой не только всю Западную Европу, Византию, но также Псков, Новгород, Москву.… Многие черты этого предвозрожденческого движения сказались на Руси с большей силой, чем где бы то ни было. Выдвижение на первое место чувств, чувственного опыта, внутренней жизни человека и первые проблемы индивидуализма имели очень большое значение для всего европейского искусства и, в частности, поразительного по силе изобразительного искусства Новгорода XIV века.
Объяснить, что за предвозрождением в России не наступило настоящего Возрождения. Причины следует искать в общем своеобразии исторического развития России, в недостаточности экономического развития в конце XV и  XVI веков, в ускоренном развитии единого централизованного государства, поглотившего культурные силы, в гибели городов-коммун – Новгорода и Пскова, служивших базой предвозрожденческих течений, и, самое главное, в силе и помощи церковной организации, подавившей ереси и антиклерикальные течения.
18.Пояснить, что именно поэтому творчество Рублёва отличается от творчества знаменитых Боттичелли и Ф.Грека, хотя как живописец Рублёв сложился в Москве и, судя по упоминанию о нём в летописи, был близок к мастерской Грека. Но увлечение Рублёва Ф.Греком не переходило в подражание и в зависимость.
Именно поэтому в «Троице» Рублёва ясно проступили черты идеала, которому русские люди оставались верны многие годы, черты народного характера. Искусство Рублёва – это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов – символов, искусство большого духовного содержания.
19.Предложить ученикам послушать духовную музыку и рассмотреть «Троицу» А.Рублёва (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
20.Обратить внимание на то, что удивительная эта красота и сила - слияние живых человеческих голосов, усиленное и возвеличенное акустикой собора, - звучание старинной музыки в её колыбели, где всё продумано, выверено и приложено веками. Живопись иконы Рублёва включается в торжественный «храмовый синтез», предназначенный для возвышения и очищения души человеческой, восстановления исторической памяти, приобщения к истокам национальной культуры (Приложение 2).
21.Предложить ученикам сравнить произведение А.Рублёва с произведениями С.Боттичелли и Ф.Грека.
Спросить, какие геометрические фигуры соответствуют этому произведению?
Какие цвета, «родственные, контрастные», использовал художник? Как с помощью цвета он передал идею согласия?
Спросить, есть ли в композиции «Троицы спираль? Какую тайну жизни она раскрывает?
22. Пояснить, что гениальность Рублёва–художника проявилась в том, что сложное, глубокое, философское содержание «Троицы» органически раскрыто средствами живописи - языком пластики, ритмом цвета. Ритм Рублёва следует называть линейно-цветовым, ибо цвет и рисунок у него неразделимы. Сложная ритмика иконы Рублёва, тонкое линейно-цветовое согласование между фигурами раскрывают внутренние взаимоотношения лиц «Троицы». Они потому и выражены через ритм, что скрыты, недоступны человеческому взгляду, не раскрываются в зримых движениях, явных жестах. Во времена Рублёва считали, что «внутренний порядок» можно постичь лишь душой, «внутренним оком», но не рассудком, не «телесными очами». Чтобы «увидеть» «Троицу», представляющую высокий пример единения и любви, нужно самому «достичь любви», научиться различать тончайшие движения человеческой души, понимать язык тонких намёков «полуслов» - то, что выражает «невещественный» язык ритма.
Обратить внимание, что круг стал музыкальной темой, ритмическим ключом всей композиции. Внутри круга – сложная игра линий, ритмические повторы и противопоставления – внутренняя жизнь Троицы. Снаружи всё замкнуто – для мира Троица едина и целостна. Как эхо, как еле слышный отголосок её внутренней жизни, звучат выходящие за пределы круга стройные, лёгкие палаты, гибкое деревце, нависающая гора. Обратить внимание на связь с национальными традициями (трёхчастная композиция замкнутого пространства).
23.Подчеркнуть, что в «Троице» Рублёв воплотил жизненный идеал людей своего времени – жить в мире и единстве, по законам согласия и справедливости.
Она представляет пример такого единения, при котором личность, оставаясь свободной, смиряет «гордыню» и подчиняется общим интересам. Ни один из ангелов не подавляет другого – все равны. И в то же время каждый имеет своё лицо.

Практическая работа.
24.Пояснить, что согласно средневековым представлениям, троичность есть основа мира порядка, всё в мире происходит по законам троичности. В таком истолковании крылатые ангелы «Троицы» обозначают «движущие силы мира»: «веру, надежду, любовь».
25.Сказать, что каждый человек, рождаясь на свет, обладает неповторимой индивидуальностью, одному ему присущими способностями и возможностями  развития. Пояснить, что согласно современной психологии, автономная личность – это такая личность, которая осуществляет проявление трёх способностей: осознание (способность понимать то, что происходит в настоящем), спонтанности (свобода выбора из полного спектра поведения и чувств), искренности (сердечность, теплота и близость к другим).
26.Предложить ученикам создать свою «Троицу», найти свой символ возрождения, бесконечности жизни. Раскрыть его линейно-цветовым ритмом. Не забыть, что важной чертой современного понятия о красоте является простота и лаконичность.

Анализ работ.
27.Проанализировать композиции учеников с точки зрения образных возможностей линии, цвета, законов композиции. Спросить, какие народные традиции использовали ученики: стилизацию, символику, обобщение, внутреннюю динамику, спокойное равновесие и размеренный ритм, геометрический орнамент?
28.Лучшие работы прикрепить на доске. Предложить ученикам выбрать лучшую «Троицу». Обговорить идею лучшей работы. Сравнить с творческими работами семиклассников (тетрадь «Мы и Мир»).
29.Предложить ученикам оценить себя с точки зрения понимания своего мировоззрения и использования языка искусства для передачи своего мировоззрения.

Итог.
Личность не должна быть порабощена прошлым, она должна принимать свободные решения. Современная личность если и жертвует чем-либо, то только меньшей ценностью ради большей, в соответствии с собственной системой ценностей. Человек должен быть занят не тем, как получить больше, а тем, как быть чем-то большим.
Выживание человечества и его развитие зависят от того, как мы взаимодействуем друг с другом и как мы относимся к остальному нашему окружению.
Нравственная личность не отворачивается от проблем и не умаляет их значения, считая, что люди могут решать их сообща.
Приложение 1.

ТРИ БОЖЬИХ ВЕСТНИКА У АВРААМА

Однажды Авраам сидел во время дневного зноя у входа в свой шатёр. Вдруг он увидел трёх человек, стоящих против него. Авраам понял, что они – посланники от Господа. Он принял их и приготовил им угощение. Когда они кончили обедать, один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сары, жены твоей». Сара услышала эти слова и внутренне рассмеялась, сказав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?»
Но Господь сказал Аврааму: «Отчего это рассмеялась Сара…? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сары будет сын».
Затем Бог сказал: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! – От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли, ибо Я избрал его».
В определённое время Господь исполнил Своё обещание, так как Он всегда верен Своим обетам и для Него нет ничего невозможного!

БЫТИЕ 18:1 – 19; 21:1 – 3

Приложение 2.

А.РУБЛЁВ «ТРОИЦА».

Три крылатых ангела сидят вокруг стола, в центре которого стоит чаша с головой жертвенного тельца. Смертная чаша есть композиционный и смысловой центр иконы Рублёва, в зависимости от того, что подразумевают под жертвой, изображение получает разный смысл. Первое значение жертвы – телец, которым Авраам угостил божественных странников. В этом случае икона изображает пир у Авраама, и действие её происходит на земле. Однако для земного пира изображение слишком скорбно и угощение скудно.
Икона, без сомнения, имеет более глубокий смысл. Смертная чаша с головой тельца издавна воспринималась как символ искупительной миссии Христа, принесшего себя в жертву ради спасения людей. В этом случае «Троица» представляет действие не земное, а небесное. Праздничный стол прообраз жертвенного алтаря.
В старинных источниках говорится, что икона Рублёва написана «в похвалу отцу Сергию» и это указание помогает понять круг тех людей, которые вдохновляли художника. Нам известно, что Сергий благословлял Дмитрия Донского на подвиг, ставил ему в пример то самое самопожертвование, которое составляет традиционный смысл «Троицы».
В произведении церковного назначения даётся ответ на один из жизненно важных вопросов тех лет: лишь дружные усилия прежде разрозненных сил на Руси могут противостоять вековому врагу. Как это обычно было в средние века, выстраданное суровыми жизненными испытаниями стремление к дружескому согласию и единению представало взору современников в религиозной оболочке. Величайший мастер Древней Руси выступил в своём шедевре не как послушный иллюстратор легенд, исполнительный истолкователь церковных догм, - силой своего воображения он шёл к пониманию человека и его роли в мире.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru