Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №20 «Снежинки и лилии».

     Старинная песня.

Во первый раз вышивала
Красно солнце с маревами,
Со тёплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
С частыми со звёздами…
В четвёртый раз вышивала
Сине море со волнами…

Вступление.
Искусство орнамента корнями уходит в глубокую древность, в доисторические времена. Пожалуй, в изобразительном искусстве нет более универсального языка, обладающего столь неисчерпаемым богатством выразительных средств.
Геометрический орнамент составляет азбуку, первооснову узорообразования. Геометрический орнамент зачастую ограничивается художественно-ритмической спецификой, хотя в процессе многовековой истории повествовательное изобразительное начало преломлялось в абстрактно-отвлечённую канонизированную геометрию, понятную тому или иному народу, создавшему данный орнамент.
Если греческий орнамент построен на чередовании одинаковых элементов, на основе их «равенства» между собой, то в римском орнаменте большое значение приобретает триада. Только римляне вкладывают в неё совсем иной смысл. От охранительной идеи по сути не осталось и следа. Назначение римской триады – выделить из линейного орнамента некий главный элемент, заменить идею равенства идеей подчинения.

Понятия:

  • Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

  • Этика – одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

Цели:

  • Раскрыть значение цвета в искусстве орнамента.

  • Определить понятие: гуманизм.

  • Раскрыть гуманистическое содержание декоративно-прикладного искусства.

  • Развить творческое начало.

  • Оценить работы с точки зрения гармонии и красоты.

  • Оценить себя с точки зрения основных принципов воспитания народным искусством.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Снежинки и лилии»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Снежинки и лилии»).

  • Для учеников: клетчатый лист бумаги, карандаши, фломастеры.

Методика проведения урока.
1.Сказать, что вышивка, подобно народной песне или танцу, ярко и всесторонне отражает характер национального искусства. Крест относится к самым распространённым видам вышивки.
2.Подчеркнуть, что через простую и одновременно гениальную систему знаков – квадратиков, крестиков, зигзагов – раскрывается отношение людей к таким философским категориям, как Вселенная, жизнь на Земле, осмысление своего места и призвания.
3.Пояснить, что в растительном орнаменте разных эпох и народов наиболее остро проявился стиль эпохи, «почерк» эпохи. В Египте это цветок лотоса, в Греции – листья аканта, в Японии – хризантема, в готическом стиле – чертополох, излюбленные темы барокко – тюльпан и пион, классицизм – многочисленные букеты с розами, а стиль модерн символизируют ирис и лилия.
4.Спросить, какие стилизованные цветы являются неотъемлемой частью украинского орнамента? Предложить ученикам рассмотреть орнаменты на украинских блузах и современной скатерти (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
Спросить, построены ли орнаменты на чередовании одинаковых элементов (идея равенства) или на выделении главного элемента (идея подчинения)? Если подчинения, то подчинения чему?
5.Пояснить, что цвета тоже обладают символическим значением: тёплые – красный, оранжевый и жёлтый – передают радость бытия, а холодные – синий, голубой – грусть, печаль. Народные мастера используют как контрастные цветовые сочетания, так и родственные.
6.Предложить ученикам «прочитать» узор на блузах и сорочках (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).

Практическая работа.
7.Прочитать сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что» (тетрадь «Мы и Мир»). Обговорить, почему Марья-царевна наказала Андрею «чужой ширинкой не утираться»?
8.Попросить учеников, используя стилизованный мотив любимых цветов, выполнить эскиз тканой картины, которую можно будет заключить в рамку. Напомнить, что по старинному поверью узоры эти должны нести в себе силу добра.
Анализ работ.
9.Проанализировать узоры с точки зрения символического значения композиции, цвета, символа выбранных цветов.
10.Оценить работы учеников с точки зрения гармонии и красоты.
11.Процитировать слова студентки Е.Калмыковой: «Очень существенны и сегодня те качества, которые неоднократно отмечались в народном искусстве прошлого, а именно: единство в нём эстетического и этического начала; доброе отношение к окружающей природе и людям; пожелание семейного счастья; радостный взгляд на мир; ощущение величия и красоты Вселенной; умение выразить гармонию мира; уважение к человеческому труду. Это подлинно гуманистическое содержание заложено в живых, плодотворных традициях декоративно-прикладного искусства».
12.Предложить ученикам определить, какие принципы гуманистического содержания заложены в их работах.

Итог.
Основы принципов воспитания нашего столетия – исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются на практике содержание, формы и методы воспитания, заложенные в народной педагогике: пословицах, сказках, декоративном творчестве.

  • Принцип гуманистической направленности воспитания.

  • Принцип природосообразности воспитания.

  • Принцип культуросообразности воспитания.

  • Принцип коллективности социального воспитания.

  • Принцип диалогичности социального воспитания.

  • Принцип дополнительности в социальной педагогике.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru