Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №19 «Как прекрасен этот мир».

«Можно ли сказать, что пассионарии меньшего накала – художники, поэты, учёные и т.д. – не играют роли при этногенезе или что эта роль меньше, чем роль полководцев? Нет, она не меньше, но другая. Личность даже большего пассионарного напряжения не может сделать ничего, если она не находит отклик у своих соплеменников. Именно искусство является инструментом для соответствующего настроя. Оно заставляет сердца биться в унисон. И поэтому можно утверждать, что Данте и Микеланджело сделали для интеграции итальянского этноса никак не меньше, чем Цезарь Боржиа и Макиавелли».
Лев Гумилёв.

Вступление.
Учёные считают, что при помощи глаза человеческий мозг получает до 90 процентов информации. Человек, сам часть природы, вступая в контакт с остальной природой при помощи зрительного анализатора, создавая зрительные образы, имеет дело со световыми излучениями.
Мы привыкли думать, что предмет имеет цвет. Мы не отдаём себе отчёта в той грандиозной незамечаемой и неощущаемой нами работе, которую проделывают ежесекундно наш глаз и мозг со световыми излучениями, непрерывным потоком поступающими в него и рисующими на сетчатке, как на экране, образы мира. Глаз и мозг -  это одно целое, и отделить их друг от друга невозможно.
Свет – это электромагнитные излучения, электромагнитные волны, которые всегда и всюду распространяются в пространстве. Приемником этих волн является человеческий глаз. Световые волны не однородны. Они образуют спектр из 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Когда глаз человека воспринимает все световые волны одновременно, мы ощущаем белый дневной свет. Но световая волна может быть какой-либо одной длины, и тогда она обладает способностью вызывать цветовые ощущения. Предмет поглощает все световые волны, кроме какой-то одной; тогда от него отражается однородная волна и, попав в глаз человека, вызывает определённые ощущения.
Из всех живых существ только человек обладает глазом с такой совершенной сетчаткой, которая производит различие электромагнитных волн по их длине и приводит к возникновению удивительных физиологических ощущений, которые мы называем светом и цветом.

Понятия:

  • Основы цветоведения.

  • Основные цвета. Тёплые, холодные цвета.

  • Выразительные возможности цвета.

  • Символика цвета.

  • Мимикрия – сходство окраски и формы у некоторых животных и растений с другими или окружающей средой, полезное им в борьбе за существование.

С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

Цели:

  • Определить основные законы цветоведения.

  • Показать действие этих законов в природе.

  • Определить понятие: мимикрия.

  • Раскрыть творческое начало.

  • Понять значение коллектива, роль лидеров и членов коллектива.

  • Оценить творческую работу с точки зрения гармонии и красоты.

  • Оценить себя и других с точки зрения символики цвета, своей роли в коллективе.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Как прекрасен этот мир»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Как прекрасен этот мир»).

  • Лист А-2, заготовка одинаковых форм цветов, клей, акварель, гуашь, тушь.

  • Для учеников: карандаши, фломастеры, акварель.

Методика проведения урока.
1.Пояснить, что существует особый язык цвета, преодолевающий обычные языковые барьеры. Это универсальный язык, вроде музыки.
2.Напомнить, что видимый свет включает в себя волны разной длины и частоты. Самой длинной являются волны красного цвета, а фиолетовый цвет обладает самой короткой волной.
3.Сказать, что краска – это тот материал, при помощи которого художник надеется вызвать у себя и зрителя ощущение цвета, подобное тому, которые вызвали у него световые излучения от предметов.
4.Объяснить, что первую систематизацию цветов ещё в 1680 г. провёл Ньютон. Он расположил цвета в том порядке, в котором они находятся в спектре, или в радуге, но расположил их по кругу.
5.Попросить учеников раскрасить дольки цветового круга (тетрадь «Ты и Мир»).
6.Сказать, что как музыкант знает, какие звуки в сочетании дадут мажорный аккорд, а какие – минорный, так и живописец заранее предполагает, сочетание каких цветов даст необходимое ему настроение.
7.Пояснить, что цвета бывают родственные, контрастные и родственно-контрастные.
8.Пояснить, что в родственных цветах осуществляется постепенное развитие цвета.
9.Спросить, какие цвета в цветовом круге являются родственными?
10.Пояснить, что контраст как противопоставление цветов в картине есть основной приём художественного мышления. Это утверждение одного и противопоставление ему иного.
Добавить, что, находясь рядом, контрастные (дополнительные) цвета как бы восполняют недостаток тёплого или холодного начала. В то же время они усиливают яркость друг друга.
11.Спросить, какие цвета в цветовом круге являются контрастными?
12.Подчеркнуть, что какова бы ни была роль цветового контраста в композиции картины, он будет неприятен, если нарушена гармония. Судьёй и тут выступает глаз.
13.Пояснить, что существуют родственно-контрастные цвета. Например, оранжевый и фиолетовый по красному цвету – родственные, а по жёлтому и синему – контрастные. В целом они – родственно-контрастные.
14.Попросить учеников найти в цветовом круге родственно-контрастные цвета.
15.Сказать, что эти пары цветов наиболее гармоничны, что обеспечивается природой их образований.
16.Подчеркнуть, что нельзя сделать изображение цельным и легко воспринимаемым глазом, если в нём не будет трёх компонентов. Добавить, что если в изображении заметны 4, 5 и более компонентов, такое изображение не будет цельным, оно будет трудночитаемым.
Разъяснить, что количество светлого, среднего и тёмного в любом произведении живописи или графики должно быть подчинено действию закона золотой пропорции. Наиболее гармонично сочетание величин площадей по тону, выраженных арифметически: 62, 24, 14.
17.Сказать, что, имея под рукой всего три краски: красную, жёлтую и синюю (называются они основными), можно получить любой цвет (тетрадь «Ты и Мир»).
18.Спросить учеников, как можно получить дополнительные цвета: оранжевый, зелёный, фиолетовый?
19.Спросить, как получить лёгкие цвета? Как получить тяжёлые цвета?
20.Обратить внимание на то, что результаты механического и оптического смешения красок расходятся (тетрадь «Мы и Мир»). Так, смешивая на палитре жёлтую и синюю краски, мы получаем зелёную; на вращающемся диске эти цвета сливаются в серый. Ко всякому цвету можно подобрать другой, так, чтобы при оптическом смешении получился серый цвет или белый. Добавить, что не следует чрезмерно увлекаться пространственным смешением, как это делали французские художники – пуантилисты, но знать его законы должен каждый живописец.
21.Сказать, что художник черпает красоту своих образов у природы, учится у неё равновесию и ритмичности форм, гармонии цвета.
Предложить рассмотреть бабочек (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»). В тихий летний день на лугу, покрытом цветами, наблюдаешь целые хороводы бабочек. В удивительном танце кружатся яркие адмиралы. Вот летит красавец – дневной павлиний глаз. На всех четырёх крыльях большие пятна, похожие на «глаза» в оперении павлина. Медленно кружатся в полёте красавцы Аполлоны.
 Красота бабочки – в её крыльях, в такой разнообразной и причудливой подчас расцветке. Эту необычность окраски дают особые чешуйки, которыми сплошь покрыты крылья бабочки.
22.Обговорить способы самозащиты бабочек (тетрадь «Мы и Мир»).
23.Пояснить, что мимикрия животных, насекомых – это попытка обмануть хищника или добычу. Пояснить, что люди на войне часто дезинформируют противника. На индивидуальном уровне ложь – это не только несимпатичный стереотип поведения, но и способ воздействия на окружающую среду, этническую и ландшафтную.
24.Пояснить, что высшей формой внутренней организации группы является коллектив. Коллектив – это группа людей, составляющая часть общества, объединённая общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими это общество. Общность мотивов деятельности определяет сплочённость группы.
В коллективе осуществляется наиболее глубокое взаимодействие личности и коллектива и наиболее разностороннее развитие личности при её максимальной индивидуализации.
Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом. Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися, в основном, к сфере межличностного общения в коллективе. Ученики, успешно действующие в обеих сферах классной жизни, выдвигаются на роль абсолютных лидеров класса.

Практическая работа.
25.Пояснить, что ученики будут составлять натюрморт из своих цветов.
26.Рассмотреть натюрморты из цветов (тетрадь «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
27.Предложить ученикам выбрать своего товарища, которому они доверят нарисовать вазу и стебли на формате А-2, прикреплённом на доске.
28.Попросить остальных учеников «заключить себя» в некие границы формы цветка, раскрасить этот цветок, подобно крыльям бабочек.
29.Предложить ученикам приклеить свой цветок к общему «букету» цветов своего коллектива.

Анализ работ.
30.Проанализировать композицию. Спросить, какую музыку «исполняет» составленный букет? Чей цветок нарушает гармонию? Обосновать, причину.
31.Проанализировать композиции семиклассников (тетрадь «Мы и Мир»).
32.Привести слова Э.Цветкова: «Если вы хотите эффективно общаться, научитесь быть конгруэнтным и научитесь подстраиваться. Быть конгруэнтным – значит быть равным партнёру, быть вовлечённым, созвучным ему, быть соучастником того таинства, которое называется общением».
33.Сказать, что самопознание является неотъемлемой частью человеческого существования. Тебе нравится раскрашивать цветы (быть членом коллектива) или направлять движение стебля (быть лидером)? Какое место занимает твой цветок в общей композиции? Твой цветок в гармонии с другими цветами и вазой (линия, ритм, цвет)? Какие цвета ты использовал (родственные, контрастные, родственно-контрастные)?
34.Оценить коллективную работу. Сказать, что когда есть согласие, люди дополняют друг друга, словно цветы в букете.

Итог.
Платон рассматривал общество, где каждый человек для чего-то служит, поскольку, согласно его учению, нет людей бесполезных. У кого-то цветок в центре композиции, у кого-то поднялся ввысь, у кого-то мягко лежит на столе. Каждый имеет своё предназначение. Платон рассматривал общество как разумное объединение всех «Я», где каждый существует не только для себя, но и для всех остальных. Чей-то цветок подстроился к цветку вазы, фона, а кто-то сохранил свою индивидуальность, свой цвет. Букеты подростков – это образ сотрудничества «Ты» и «Я».
На этом Платон не останавливается. После Индивида и Общества он переходит к Государству. Он полагает, что в том человеческом объединении, которое называем обществом, найдутся люди, у которых некоторые достоинства более развиты, чем у других, и они смогут поставить их на службу остальным. Поэтому так различаются стебли, облепленные цветочками-индивидами. Именно так различаются творческие лидеры, выбранные подростками в своих классах.
Но все дороги (стебли) ведут в Рим (вазу). Все дороги ведут к центру силы и духовности. Идеи единства, Согласия, Духовной силы – это идеи, которые не умирают. Это идеи, посеянные или даже втоптанные в землю, снова прорастают, подобно семенам. Тот, кто сеет семена, обязательно увидит мириады новых, выросших в цветах.

 

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru