Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №16 «Ой, не смешите меня».

            Балаган.
Ну, старая кляча, пойдём
Ломать своего Шекспира!
Кин
Над чёрной слякотью дороги
Не поднимается туман.
Везут, потряхивая дроги
Мой полинялый балаган.

Лицо дневное Арлекина
Ещё бледней, чем лик Пьеро,
И в угол прячет Коломбина
Лохмотья, сшитые пестро…

Тащитесь, траурные клячи!
Актёры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!

В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути.
А.Блок

Вступление.
С первых лет существования цирков заметное место в них заняли клоуны. Арена напоминает городскую площадь, на которой много веков назад шли шутовские представления. После представления, уходя из цирка, зрители должны помнить не только то, что клоун был смешон, но и то, что он был ловок. Глупость или простоватость, так же как и чудаковатость этих бессмертных героев, - только маскарадный костюм, под которым скрываются смелые мысли. Истинный клоун заставляет не только хохотать, но и задумываться.

Понятия:

  • Цирк – вид театрального искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов.

  • Клоун – цирковой комик.

  • Головоломка – головоломная загадка, задача. (Перен : заставить подумать, поразмыслить над чем-нибудь).

С.И.Ожегов «Словарь русского языка».
Цели:

  • Определить понятия: цирк, клоун, головоломка.

  • Раскрыть творческое начало.

  • Раскрыть взаимосвязь между головоломной задачей и жизненной проблемой, между головоломками и цирком.

  • Оценить работы учеников с точки зрения гармонии, красоты.

  • Оценить себя с точки зрения умения разрешать свои проблемы по законам комизма.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Ой, не смешите меня»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Ой, не смешите меня»).

  • Работы подростков в виртуальном музее (урок «Ой, не смешите меня»).

  • Для учеников: лист белой бумаги, лист цветной бумаги, линейка, угольник, карандаши, фломастеры, ножницы.

Методика проведения урока.
1.Спросить, почему крестьяне средних веков бросали работу, завидев кибитки бродячего цирка? Почему во все времена лицедейство было столь притягательно для людей? Определить понятие: цирк.
2.Пояснить, что цирковое зрелище вовлекает человека в процесс раскачки эмоций. Новизна быстро сменяющихся впечатлений восстанавливает (на какое-то время) в человеке духовную гибкость, утраченную в будничной монотонности жизни.
 Чем резче образные трансформации, тем лучше. Наши эмоции обладают собственной энергетикой. Сильные энергетические трансформации «сшибают с насиженных мест» сгустки скопившихся отрицательных энергополей.
3.Сказать, что в самой природе циркового зрелища существуют два плана: героический и комический. Волнение, вызываемое актом подлинного мужества, в цирковом амфитеатре сменяется громким, от всей души хохотом над проделками клоуна.
4.Сказать, что с первых лет существования цирков заметное место в них заняли клоуны. Клоун двуличен, подобно древнеримскому Янусу, богу - покровителю всех начинаний. У бога два лица, печальное и счастливое, как две стороны медали-жизни.
Другой стороной клоунады является необходимость играть, иногда рискуя жизнью. Идти по натянутому над пропастью канату. Шут понимает важность принципа обратимости движения: вниз с вершины и обратно, со дна пропасти – вверх. Смысл в том, чтобы перемещаться между двумя полюсами жизни, не будучи нигде застигнутым врасплох.
5.Показать репродукции картин о цирке (тетрадь «Ты и Мир и «Мы и Мир»).
 6.Обговорить с учениками приёмы создания выразительности образа клоуна: гипербола, контрлогика, контраст, трюк, фарс и др.(тетрадь «Ты и Мир»).
7.Спросить, почему лучший друг клоуна – карикатурист? Почему некоторые клоуны коллекционируют забавные рисунки?
8.Обобщить. В забавном рисунке подчас заключён целый сюжет пантомимы или клоунской репризы. Для клоуна такие рисунки – наиотличнейшая школа. По ней они познают законы комизма. Хороший карикатурист учит, как в искусстве смешного быть немногословным, но ярким, учит пристально вглядываться в жизнь и находить в ней комическое.
Принцип отбора материала и метод его художественного восприятия у того и другого едины. Заострённость, утрирование, эксцентричность – вот их общие выразительные средства.

Практическая работа.
9.Дать понятие: головоломка. Познакомить с головоломками «Пифагор» (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
10.Сказать, что проблема, возникшая в жизни человека, может походить на головоломку. В ней может быть много мелких кусочков, но каждый обладает потенциалом соединения с другими, так что составится законченная картинка.
11.Предложить ученикам из цветной бумаги вырезать квадрат и разрезать его на части (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
12.Составить из частей этой головоломки силуэтную композицию, разрешающую какую-то школьную проблему. Напомнить об использовании выразительных средств карикатуриста и клоуна.
13.Приклеить части головоломки к белому листу бумаги.
14.Оценить работы с точки зрения гармонии и красоты.
15.Попросить учеников оценить работы подростков с точки зрения гармонии, красоты, умения разрешать свои проблемы по законам комизма (тетрадь «Мы и Мир»).
16.Предложить ученикам оценить себя с точки зрения умения разрешать свои проблемы по законам комизма.
17.Спросить, что общего между предложенными головоломками с цирком и с жизнью?
18.Обобщить. Радость от складывания мозаики заключается в нахождении связи между кусочками и их места в общей картинке. И в жизни, как в складывании мозаики, может оказаться, что процесс поиска и находки нужных кусочков так же важен, как и само решение проблемы.

Итог.
В период кризисов – таково и наше время – ценность комического резко возрастает. Классическая античность считала трагедию высоким искусством, а комедию – низким; в эпоху упадка античной культуры стали весьма популярны сатира, ирония и вообще все формы смешного и развлекательного.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru