Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №14 «Ось симметрии между … прошлым и будущим».

«Я думаю, что человеческая судьба и судьба нашей биосферы оказалась в полной зависимости от тех воззрений и ценностей, которые выберут следующие несколько поколений, в соответствии с которыми будут жить и которыми будут руководствоваться. Наиболее важными воззрениями являются не те, что касаются обычных повседневных забот и основных средств существования, а религиозные, философские и идеологические воззрения более высокого порядка, ради которых люди живут и умирают, воззрения касаются цели и смысла жизни, веры в Бога, человеческой психики и её роли в космической системе»
Р.У.Сперри.
Лауреат Нобелевской премии.
Вступление.
Произведения народного искусства не только радуют нас своими художественными достоинствами. Они всегда и обязательно имеют воспитательное, т.е. духовное значение. Сегодняшнее традиционное народное искусство – не окостенелая ремесленная форма труда, а творческая, художественная деятельность современника, чутко реагирующего на требования эпохи.

Понятия:

  • Декоративно-прикладное искусство.

  • Замкнутый орнамент.

  • Симметрия.

  • Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

Цели:

  • Определить особенность замкнутого орнамента.

  • Осознать единство формы, декора, материала, народных традиций.

  • Развить творческое начало.

  • Оценить работы с точки зрения правильности составления замкнутого орнамента, проявления творческого начала.

  • Оценить себя с точки зрения статико-динамических качеств своего состояния, мировоззренческого и нравственно - эстетического отношения к миру.

  • Раскрыть тайну воспитания декоративным искусством.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Ось симметрии между… прошлым и будущим»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Ось симметрии между… прошлым и будущим»).

  • Творческие работы в виртуальном музее (урок «Ось симметрии между… прошлым и будущим»).

  • Для учеников: лист бумаги, карандаши, фломастеры, акварель, линейка, угольник, круговой циркуль.

Методика проведения урока.
1.Обговорить с учениками классификацию орнаментов по формам: замкнутый, ленточный, сетчатый. Сказать, что выбор формы орнамента зависит от формы украшаемой поверхности.
2.Пояснить, что замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение.
3.Вспомнить понятие: симметрия (методика урока №12).
4.Сказать, что симметрия – один из наиболее распространённых принципов построения орнаментов. Показать орнамент прялки (тетрадь «Мы и Мир»). Композиции узоров обычно трёхчастны. Сама трёхчастная сцена состоит из главной средней фигуры и двух стоящих по сторонам и обращённых к ней. Геометризованный рисунок передаёт самые общие черты. Изображения неподвижны, но в них есть скрытая напряжённость (методика урока №7). Движение и покой находятся в равновесии. Композиции торжественны и монументальны. Образы полны значительности, овеяны поэтическим вымыслом. Как и во всех народных произведениях, они олицетворяют доброе начало.
5.Показать пять основных видов построения замкнутых орнаментов (тетрадь «Ты и Мир»).
6.Пояснить, что замкнутый орнамент, украшая поверхность предмета, выделяет этот предмет или его главные части и выражает динамическое напряжение формы и её покой. Замкнутый орнамент применяют для украшения скатерти, салфеток, тарелок и т. д.
7.Рассказать, что дерево в народном искусстве с давних времён  - самый распространённый материал. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а множество удивительных природных качеств – его прочность и податливость в обработке топором или ножом, красивая естественная текстура – всегда привлекали внимание к нему.
Все традиционные предметы домашнего обихода и орудия труда были выполнены из дерева и украшены орнаментальной резьбой или росписью. Как  в их пластическом решении, так и в орнаменте отражались вековые наблюдения человека над окружающей природой. Деревянные резные ковши для напитков и воды имели облик водоплавающих птиц; деревянные резные прялки, которыми женихи одаривали своих невест, часто имели стройные пропорции девичьей фигуры; коромысла, на которых носили вёдра, изгибались подобно лебединой шее.
8.Подчеркнуть, что  самым древним видом орнамента на деревянных изделиях была простая геометрическая резьба, выполненная топором, ножом.
Самым распространённым видом геометрической резьбы являлись ряды однотипных трёхгранных углублений – выемок – трёхгранно-выемчатая резьба (тетрадь «Ты и Мир»). Из трёхгранных выемок мастера-резчики составляли сложные орнаментальные композиции (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»). В центре такой композиции обыкновенно был большой узорчатый диск, символизирующий солнце, - солярная розетта, а вся плоскость композиции была как бы орнаментальным гимном солнцу, небу, звёздам.
9.Добавить, что позднее появилась контурная резьба. Как самостоятельный вид она применяется в основном при изготовлении декоративных панно, однако в большинстве случаев она выступает в сочетании с геометрической (как бы свободный голос в рамках древних традиций). Для контурной резьбы характерны двухгранные выемки по всему контуру рисунка в виде узких линий.
10.Пояснить, что в контурной резьбе всё строится на линейном ритме, а в геометрической – на чётком построении как каждого резного элемента в отдельности, так и изображения в целом.
11.Предложить изучить резьбу отдельных элементов и образование из них отдельных узоров – орнаментальных композиций в виде розеток, цепочек, змеек и т.д. (тетради «Ты и Мир и «Мы и Мир»). 
12.Сказать, что прямоугольное или квадратное поле под орнамент делят на несколько композиционных участков, каждый из которых декорируется одними и теми же элементами, отделяются эти участки друг от круга контурными канавками (тетрадь «Ты и Мир»).
13.Пояснить, что если композиция создаётся в круге, то всю поверхность делят на зоны, а в центре размещают основной мотив (тетрадь «Мы и Мир»).
14.Пояснить, что гармония и красота плосковыемчатой резьбы достигается засчёт одинаковых очертаний выемок. Из отдельных вырезанных элементов получается рисунок-орнамент. Стройность построений и изящность элементов, точность построения каждого из них, симметричность расположения композиционных построений – вот отличительные особенности плосковыемчатой резьбы.
15.Предложить ученикам проанализировать декоративные композиции мастеров Литвы и Армении (тетрадь «Мы и Мир») с точки зрения символики геометрических фигур (методика урока №13), видов построения замкнутых орнаментов, передачи движения и покоя.
16.Предложить ученикам проанализировать композицию декоративного блюда А.Ищенко (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир») с точки зрения символики геометрических фигур (методика урока №13), передачи движения и покоя. Выделить мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи этого произведения, выразить своё отношение к ним.
Сравнить с анализами этой композиции подростков и студентов (тетрадь «Мы и Мир»).

Практическая работа.
17.Предложить ученикам выполнить узор замкнутого геометрического орнамента. Имея графические навыки в выполнении рисунка и чертежа, чувство пропорции, ритма школьники должны создать собственные орнаментальные композиции, вкладывая в них свои нравственно-эстетические идеалы. Самые простые и самые сложные узоры резьбы, такие, к примеру, как многогранная узорная розетта или орнаментальный фриз, вычерчиваются с помощью линейки, треугольника и циркуля. Создание этих узоров несложно, а варианты неисчерпаемы.
18.Напомнить, что если создаётся композиция в круге, то всю композицию необходимо разделить на зоны, а в центре размещать основной мотив.
Если выбирается прямоугольное или квадратное поле, то необходимо разделить его на несколько композиционных участков, каждый из которых декорируется одними и теми же элементами.

Анализ работ.
19.Проанализировать с учениками творческие работы семиклассников (тетрадь «Мы и Мир») с точки зрения правильности составления замкнутого орнамента, эстетики композиции. Проанализировать их с точки зрения символики геометрических фигур, передачи движения и покоя, их равновесия. Попросить выделить в композициях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.
20.Оценить работы учеников с точки зрения правильности составления замкнутого орнамента, эстетики композиции.
21.Предложить ученикам проанализировать свою композицию с точки зрения статико-динамических качеств своего состояния, мировоззренческого и нравственно-эстетического отношения к миру.
22.Предложить вместе раскрыть тайну воспитания декоративным искусством. Сравнить с выводом студентки Е.Калмыковой (тетрадь «Мы и Мир»).

Итог.
Далеко не безразлично, как и какими вещами пользуется человек. Предметный мир, как подлинная «вторая природа», созданная человеческой культурой, всегда влияет на духовный склад человека и образ его жизни.  Ничто не исчезало бесследно из  народного творчества.
Мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи разных эпох с особенной полнотой отложились в орнаменте народного искусства. Почти все исторические периоды отдали ему дань: в первобытные времена родилась геометрическая символика; эпоха славянского язычества принесла поэтическую мифологию; из средневековья пришли геральдические звери и вещие птицы; XVIII – XIX в.в. пробудили интерес к окружающей жизни.
Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, - не имеет права считаться культурным человеком.

 

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru