Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

МЕТОДИКИ

Методика урока №12 «Искусство, рождённое на наковальне».

Железо, покоряясь влиянию огня,
Здесь лёгкостью дивит в прозрачности ограды,
За коей прячется и смотрит сад прохлады.
П.А.Вяземский.

Вступление.
Очевидцы рассказывают удивительную историю. Однажды в Санкт- Петербург приехал знатный пожилой англичанин. Отдохнув после дальней дороги, он приказал сопровождающим отвести его решётке Летнего сада. Усевшись на раскидной стульчик, он впился глазами в лёгкие переплетения и попросил оставить его одного. Так неподвижно и просидел он до утра, любуясь, как меняется решётка в призрачном свете белой ночи.… Когда за ним пришли, старый лорд произнёс: «Больше я ничего не хочу видеть. Везите меня обратно в Лондон. Теперь я смогу спокойно умереть. Я видел чудо. Я видел совершенство красоты и гармонии.

Понятия:

  • Кузница – мастерская с горном для ручной ковки металла. Место, где создаётся, формируется, подготавливается что-нибудь важное, ценное (высокое, высокого стиля).

  • Симметрия – соразмерность, пропорциональность в расположении частей чего-нибудь по обе стороны от середины, центра.

  • Спираль – винтообразная линия, образующая ряд оборотов вокруг точки или оси.

С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

Цели:

  • Определить понятия: кузнец, кузница, симметрия, спираль.

  • Познакомить со способами построения спирали.

  • Раскрыть творческое начало.

  • Раскрыть взаимосвязь между понятием: кузница – мастерская для ковки металла и кузница – место, где создаётся что-нибудь важное.

  • Оценить работы учеников с точки зрения гармонии, красоты, эстетики технотворчества.

  • Оценить себя с точки зрения статико-динамических качеств своего состояния, а также открытости или замкнутости по отношению к людям.

Необходимое время:
Один урок.

Материалы:

  • Тетрадь «Ты и Мир» (урок «Искусство, рождённое на наковальне»).

  • Тетрадь «Мы и Мир» (урок «Искусство, рождённое на наковальне»).

  • Работы подростков в виртуальном музее (урок «Искусство, рождённое на наковальне»)

  • Рисунки одинаковых пейзажей по количеству учеников.

  • Для учеников: круговой циркуль, линейка, карандаши, фломастеры.

Методика проведения урока.
1.Обговорить понятия: кузнец, кузница.
2.Сказать, что так же, как и в старину, инструменты кузнецы делают себе сами. В центре кузницы располагается наковальня, увенчанная рогами для фигурных работ. С их помощью делаются железные завитки – «волюты», которые хранят память о том, что когда они были гибкими и горячими прутами, кузнец обвивал ими рог наковальни.
3.Раскрыть взаимосвязь между понятием: кузница – мастерская для ковки металла и кузница – место, где создаётся что-нибудь важное.
4.Пояснить, что любой знак, символ, любая форма, любой предмет в пространстве, отражаясь в человеческом мозге, оказывают на него совершенно определённое воздействие.
5.Рассказать, что природа творила, строго соблюдая свои собственные законы: развития (эволюции) и сохранения материи. Всё, что приобретало какую-то форму, образовывалось, росло, стремилось занять место в пространстве и сохранить себя. Это стремление находит осуществление в основном в двух вариантах – рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали.
Пояснить, что живой организм, вытянутый в длину, таит для его владельца много опасностей. Змея погибает чаще всего из-за своего длинного тела.
6.Попросить учеников привести примеры спиралевидных творений природы (тетрадь «Мы и Мир»).
7.Раскрыть понятие: спираль.
8.Спросить, почему Гёте называл спираль «кривой жизни»?
9.Рассказать, что Архимед изучил раковину и вывел уравнение спирали, которую назвал спиралью Архимеда. Подчеркнуть, что увеличение шагов спирали всегда равномерно в пропорциях золотого сечения.
10.Изучить построение спирали разными способами (тетради «Ты и Мир» и «Мы и Мир»).
11.Предложить ученикам рассмотреть фотографии оград. Спросить, каким образом в каждой решётке передано движение, текущий процесс вечно изменяющейся жизни?
12.Предложить ученикам рассмотреть произведение Т.Г.Шевченко «Почаевская лавра». Спросить, почему хаты и лавру окружают разные ограды?
13.Вспомнить понятие гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-либо.
14.Сказать, что великий французский учёный Пьер Кюри в начале нашего столетия сформулировал ряд глубоких идей симметрии. Он утверждал, что нельзя рассматривать симметрию какого-либо тела, не учитывая симметрию окружающей среды. Подчеркнуть, что великие художники являются великими ещё и потому, что они являются и учёными, и мыслителями, и поэтами.

Практическая работа.
15.Попросить учеников выполнить на рисунке пейзажа ограду. Напомнить, что простой пейзаж должен подчинить себе художников.
Подчеркнуть, что сегодняшнее искусство ковки называют композицией из металла и воздуха, где не должно быть ничего лишнего.

Анализ работ.
16.Рассмотреть ограды подростков (тетрадь «Мы и Мир»). Обговорить, какие ограды находятся в гармонии с окружающим пейзажем? В каких оградах передана радость движения? Подумать, почему некоторым проектам отдано много голосов?
17.Выбрать лучшие работы и прикрепить их на доске.
18.Пояснить детям, что теперь они вступят в борьбу за право их идеи быть лучшей, они теперь будут членами жюри.
19.Раздать каждому ученику бюллетень, в котором он должен отметить понравившуюся работу, обосновать причину выбора (голосование тайное).
20.Сказать, что проект, которому подростки отдали большее количество голосов, является, по мнению жюри, самой гармоничной работой.
21.Сказать, что частный дом начинается не с прихожей и не с крыльца. Ограда встречает гостей первой, мимо неё проходят и случайные люди.
Предложить ученикам оценить себя с точки зрения статико-динамических качеств своего состояния, а также открытости или замкнутости с людьми.
22.Оценить проекты учеников с точки зрения формы и содержания.

Итог.
Кажется, что кузнечное ремесло появилось со времён сотворения мира. Во всяком случае, греческий эпос утверждает, что первая кузница располагалась на острове Лемнос. Там хозяйничал бог Гефест, сын Зевса и Геры. Помимо божественных дворцов Олимпа, он выковал золотых механических служанок себе в помощь, скипетр Зевса, колесницу Гелиоса и даже цепи для Прометея. Человек построил кузницу более пяти тысяч лет назад, о чём свидетельствуют росписи египетских пирамид.
На Руси кузнеца считали второй фигурой после священника и называли чародеем.

Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru