Самопознание
Самопознание
Уроки
Методики
Публикации
Контакты
Виртуальный музей
Уроки пигмалиона
Полезная информация

УРОКИ - Ты и Мир

Урок №22: «Живое наследие».


Л.Т. Чупятов.
«Ангелы». 1920 г.

Ликвидация церкви, духов-ности.
На старую идеологию наброшены чехлы.


И. Бродский.
В.И. Ленин в Смольном.

Вместо «Троицы» А. Рублёва приходит музыкально-живописный образ Р. Фалька «Красная мебель».
Красные стулья похожи на обезглавленных ангелов.


Р. Фальк.
«Красная мебель».

Язык колокола всегда был и будет понятен без слов – ведь он взывает к душе человеческой.

С помощью математического эксперимента было доказано, что излучение звука колокола в свободном пространстве по своей направленности пред-ставляет собой … объёмный крест.

«Икона» - греч. «эйкон», что обозначает изображение, образ, подражание.
Первые иконы на Руси появились с введением христианства, иконы эти были «греческого письма». Пришли к нам иконы из Византии, но у русских икон иная трактовка образов, иное понимание цвета.

Краски – душа русской иконописи, в них ярко проявились народные вкусы, совершенно видоизменившие суровый византийский колорит своей ликующей жизнерадостностью. Каждый цвет в иконе имеет своё значение.

Задание №1. Рассмотри символы главных цветов иконописи.

Писали иконы не используя живую натуру, а по «лицевым иконописным подлинникам». Хороших живописцев не до конца связывал подлинник и в отношении трактовки образа, и в отношении красочного решения.
В древнерусской живописи среди икон на один и тот же сюжет мы не найдём двух одинаковых.
Рассмотри иконы «Троица».

Задание №2. Рассмотри произведения 20-х годов И. Бродского и Р. Фалька.
Какой цвет мебели? Как ты думаешь, почему?
Почему круглый стол в произведении Р. Фалька разделён на две половины: белую и чёрную?

Увидев русские иконы, французский художник Анри Матисс воскликнул: «Русские и не подозревают, какими художественными богатствами они владеют».

Дети – благодать Божья.

                         

При солнце тепло, а при матери добро.

                                                                                                    

Твой опыт


Одигитрия (Путеводительная)


Елеуса (Умиление)


Оранта (Молительница)


Великая Панагия (Всесвятая)

Типы иконографических изображений Богоматери.


Изображение кистей рук в иконописи.

«Могилы не разверзаются случайно. Произведения искусства встают из могил в те моменты истории, когда они необходимы. В дни глубочайшего художественного развала, в годы полного разброда устремлений и намерений разоблачается древнерусское искусство, чтобы дать урок гармонического равновесия между традицией и индивидуальностью, методом и замыслом, линией и краской».

М. Волошин.

Тема материнства, любви матери к ребёнку – всегда волновало людские сердца.
Из русских художников, проявивших интерес к иконописи, пожалуй, глубже всех понял её колористическое и композиционное значение К.С. Петров-Водкин (1878?1939).
Задание №3. Проанализируй два произведения о Матери, выявляя сходство и различие в композиции, цвете, сюжете. Запиши в таблицы.

Богоматерь Ярославская. XVI век. Московская школа.


К. Петров-Водкин.
В Петрограде. 1920 г.

Различия


Икона Богоматерь Ярославская

К. Петров-Водкин. «В Петрограде»

Образ Богоматери.

Образ Матери-пролетарки. Матери-Родины. Матери, дающей начало новой жизни.

Движение покоя, вечности.

«Планетарная» всеобщность, размышления о происходящих событиях.

Строгий силуэт, изощрённый линейный ритм складок.

 

На голове Богоматери МАФОРИЙ (платок).

 

Младенец Христос.

 

Лики склоняются друг к другу.

 

Написана на доске (липа).

 

 

 

 

 

 

 

Сходства


Образ-символ. Условно-композиционные приёмы.

Передача разновременных событий (причина и следствие).

Цветовые и ритмические повторы.

Передача высшего нравственного начала, духовность.

 

 

 

В религиозной живописи отразился реальный человеческий опыт: извечная народная мечта о мире, справедливости на земле, размышления о самоотверженной материнской любви.

То, что было «грёзой» средневекового искусства, - мечта о жизни по законам согласия и справедливости – вдохновляло народ в 17 году, вдохновляет человечество и сегодня.

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Л. Соков.
Мать и дитя.

Умела дитя родить, умей и научить.    

                                                                               

Какова матка, таковы и детки.

                                                                                                         
Публикации

"Искусство в школе"

Из опыта работы. Нестандартность работы Т. Колесниченко, изобретательность в постановке задач, множество интересных заданий, за конкретностью которых усматриваются многообразные и тонкие связи искусства и жизни, оценка учеников...

читать подробнее

Одарённый ребёнок

Знакомьтесь: юные таланты. В школе – лицее №8 г. Севастополя есть научное общество «Лицеист», где учащиеся занимаются научно - исследовательской работой. Одну из таких работ - восьмиклассника Вани Ерушева - мы предлагаем нашим читателям...

читать подробнее

регистрация доменов

создание сайта - RuInternet.ru